Срочные новости раздела
В театре Розовского показали «квадробера» конца XIX века

В театре Розовского показали «квадробера» конца XIX века

В «Попрыгунье», которую на сцене театра «У Никитских ворот» представили в конце октября, «актуализирующих» штучек тоже было крайне немного, за исключением «квадробера» конца XIX века: один из гостей светской особы Ольги Ивановны (Виктория Корлякова) в разгар веселья стал на колени и комично залаял по-собачьи, что является несомненной отсылкой к набирающему популярность явлению наших дней.

В остальном драматическая основа сохранена с заслуживающей похвалы точностью. Он — служащий в двух больницах и оттого вечно уставший доктор Осип Степанович Дымов (Вадим Пожарский). Она — гораздо более молодая, праздная и оттого претендующая на статус человека с «тонкой душой» ценительница и «покровительница искусств», но только не в масштабах Третьякова или Саввы Мамонтова, а в смысле накормить и напоить на скромное жалованье мужа шатающихся по чужим домам «декадентов» - художников, поэтов, артистов и прочих в надежде найти среди них новых гениев.

Показательно, что в спектакле круг общения Ольги Ивановны обезличен за исключением пейзажиста Рябовского, который увлек ее в творческое путешествие по Волге и соблазнил. Разворачивание во времени и пространстве «любовного треугольника» занимает все первое действие, тогда же происходит раскрытие персонажей. И здесь бросается в глаза, что Вадим Пожарский, пришедший в театр к Розовскому в 2023 году из театра Российской армии, со своей задачей справляется гораздо лучше — усталость, душевная инертность и апатия, рассеянность, снисходительность к развлечениям молодой супруги (в рассказе, кстати, разница в возрасте минимальна — 31 и 22 года), его готовность принимать как данность измены («Надо не подавать вида... Что случилось — того не поправишь», - говорит он.) сыграны прекрасно. Его должны жалеть — и чувство жалости у зрителей возникает мгновенно.

В это же время Ольге Ивановне автором исходного рассказа написано на роду быть экзальтированной, порывистой, бесконечно увлекаемой и увлеченной, но Виктория Корлякова при всем театральном и кино-опыте создает более односложный образ.

В сцене рисования картины — если это не сознательный прием — она напоминает механическую куклу, что, впрочем, может быть метафорой, выражающей мысль, что героиня на самом деле — пустышка. Только в финале, когда на Ольгу Ивановну обрушивается ужас осознания, что настоящего великого человека она проглядела — роль дается на все сто.

Конечно, в этих словах слишком много субъективности и я не учитываю, что в очередь с Корляковой играет Яна Прыжанкова (не исключено, что совершенно с другим результатом), но речь идет о конкретном составе спектакля. И поскольку он попал в «обойму» триптиха, это вынуждает нарушать все правила и сравнивать главных героинь — и тогда «Попрыгунья» уступает «душечке» Оленьке в исполнении Николины Калиберды.

«У тебя есть один очень важный недостаток. Ты совсем не интересуешься искусством. Ты отрицаешь и музыку, и живопись», - слово в слово, как у Чехова, говорит Ольга Ивановна Дымову. «Я не понимаю их... Я всю жизнь занимался естественными науками и медициной, и мне некогда было интересоваться искусствами», - отвечает доктор, которому гениальный писатель вложил в уста формулу мирового равновесия: знакомые Ольги Ивановны не знают естественных наук и медицины, однако она не ставит им этого в упрек, ибо у каждого свое и если одни умные люди посвящают опере и пейзажам всю свою жизнь, а другие умные люди платят за них громадные деньги, то, значит, они нужны.

Изначальная диспозиция в рассказе такова — Дымов «прост», а обожатели и приживалы Ольги Ивановны сложны и утончённы, причем чем замысловатее объяснялся художник Рябовский, «тем легче она его понимала». А потом Чехов «убивает» Дымова, бесстрашно спасающего больных и высасывающего у погибающего мальчика через трубочку дифтеритные пленки, чтобы предотвратить закупорку дыхательных путей — и гениально переворачивает кажущийся законченным мир с ног на голову, показав, кто есть кто на самом деле.

И отсюда вырастает еще одна «проблема с кастом». В начале второго действия зрителям будет сообщено, что под Рябовским Чехов подразумевал Левитана, у которого на самом деле был роман с замужней дамой Софьей Петровной Кувшинниковой. И если допустить, что Игорь Скрипко — молодой выпускник ГИТИСа — играет всемирно известного живописца, то он решительно не соответствует образу Левитана, который и на фото, и на картинах — эпичен и брутален, в первую очередь благодаря густой черной бороде и усам, «бархатным глазам» и арабо-испанским благородным чертам лица. Но есть одно «но» - и оно самое коварное. К героям художественного произведения, согласно завету великого филолога Григория Александровича Гуковского, нельзя относиться как к реальным людям, как к своему соседу по лестничной площадке.

А если Рябовский — некая форма «пародии» на Левитана, его «шаржево-карикатурное» изображение, то появление Скрипко в красном шарфе и типичном, как клоунский нос, красном берете, означает, что Марк Григорьевич Розовский в механизмах, действующих в литературе, разбирается не хуже Гуковского. И тогда «простительны» такие допущения, как юные особы, портреты которых один за другим пишет Рябовский-псевдолевитан (у Чехова Ольга Ивановна застает любовника в мастерской с единственной незнакомкой и, кажется, нет намека на то, что девица позировала).

Второй акт окончательно сделал постановку философским произведением — заодно стало понятно, что является main theme музыкального сопровождения, а именно варианты мелодии романса «Утро туманное», поэтический рерайт которого многократно сделал Ряшенцев.

Обманутый муж гибнет — причем губит его не принятие или отторжение лжи, а самоубийственная верность профессии. И основная тяжесть передачи ужаса трагического исхода ложится на плечи ветерана театра Андрея Молоткова, исполняющего роль друга и коллеги Дымова Коростелева. Если реплики Молоткова сократить до трех — «разве она понимает в общей патологии», «я вас к нему не пущу, он все равно в бреду» и последней, прозвучавшей, как раскат грома - «Прозевала!» - их было бы достаточно, настолько мощен и органичен артист на сцене.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...