Срочные новости раздела
В Большом театре теперь есть «Руслан и Людмила»

В Большом театре теперь есть «Руслан и Людмила»

История постановок «Руслана и Людмилы» в Большом театре за последние 20 лет, с одной стороны, скудна, с другой настолько драматична, что ее стоит припомнить. В 2003 году появляется «полусценическая» версия режиссера Виктора Крамера. Сказать, что удивили – ничего не сказать. Оторопь, которую вызвал спектакль, проскользнула по критическим рецензиям, оставив осадок от некачественно сыгранной танцевальной сюиты при закрытом занавесе, и муках исполнителя партии Фарлафа, которому на голову надели нечто вроде набора цинковых ведер. Шоу сыграли 3 раза и благополучно закрыли.

Попытку замахнуться на Михаила нашего Глинку осуществили в 2011 году. И уж тут замахнулись так замахнулись, позвав для этого хедлайнера оперного замахивания Дмитрия Чернякова. Режиссер оттянулся над партитурой по максимуму. Сейчас не время и не место вновь оценивать, как опера Глинки превратилась в сценарий свадебного ивента, где волшебные девы Наины оказались девушками с низкой социальной ответственностью, а чудесный сон Людмилы наркотическим передозом. Спектакль прожил дольше предыдущего, выдержав 15 показов. Его закрыли в 2013 году. Кстати, это была 13-я по счету постановка. Видимо, есть приметы, которым стоит верить.

И вот 2024 год. На сцену Большого приходит спектакль Мариинского театра, поставленный в 1994 году американским режиссером Лотфи Мансури. Впрочем, главным в этом спектакле было незримое, но вполне материализованное присутствие давно покинувших мир великих классиков.  Художники Александр Головин и Константин Коровин, придумавшие декорации и костюмы в далеком 1904 году для спектакля легендарного Осипа Палечека, хранителя и ревнителя авторских экспликаций Чайковского и Римского-Корсакова; балетмейстер Михаил Фокин, разработавший танцы для той же постановки 1904 года, а затем и для ее возобновления в 1917.  Музыкальным руководителем постановки в Мариинском театре в 1994 году выступил Валерий Гергиев, спектаклем в Москве дирижировал маэстро Антон Гришанин.

Красоту, созданную художниками начала ХХ века, иначе как фантастической не назовешь. И слов для описания не хватит – надо видеть своими глазами эти невероятные краски, орнаменты, узоры, разнообразие костюмов, от которых захватывает дух. Гигантская белая борода Черномора (Андрей Сенотов), его перелет над сценой – все это мило, наивно и очень театрально. Порой хочется остановить ненадолго действие, чтобы разглядеть каждую деталь. Хореография Фокина – также волнующий полет в эпоху модерн: балетные номера спектакля – настоящая танцевальная феерия.

В московской версии был занят сильный состав солистов. Анна Денисова в роли Людмилы – прекрасная колоратура, яркий «светящийся» тембр, который совершенно необходим в этой партии. А еще – обаяние и изящество, украсившие образ, в котором автор предусмотрел не только лиризм, но и пушкинскую иронию. Два великолепных баса были в этот вечер на сцене – Владислав Попов (Руслан) – мужественный и благородный, и Николай Казанский (Фарлаф), блистательно исполнивший знаменитое рондо, не смазав ни единой интонации и ни единого слова. Елена Манистина (Наина), Станислав Трофимов (Святозар), Анна Шаповалова (Горислава) также продемонстрировали высокое качество вокала и артистизм. Екатерина Крапивина (Ратмир) покорила красотой тембра, великолепными низкими нотами. А Игорь Янулайтис (Финн) напротив вызвал аплодисменты публики своими звонкими «верхами». И, конечно, великолепный Евгений Акимов в партии Баяна, как всегда, был неотразим.

Оркестр под управлением Антона Гришанина с первых нот увертюры взял стремительный «гергиевский» темп. И выдержал энергетический градус до самого финала. Соло в оркестре звучали выразительно и вдохновенно, музыканты явно сами радовались этой прекрасной музыке, которая вот уже 180 лет не перестает ласкать слух самых широких масс. Известен афоризм Глинки, что «музыку сочиняет народ». С этим можно бы и поспорить. А вот то, что народ любит музыку Глинки, талантливо исполненную и не подпорченную режиссерским произволом – это точно.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...