Срочные новости раздела
Повереннова, Коренев, Руденко признались в любви к театру в стихах

Повереннова, Коренев, Руденко признались в любви к театру в стихах

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к 102-летию молодые актеры делятся со сцены любимой поэзией.

Зрителям обустраивают зал прямо на легендарной сцене, а артистов, задействованных в праздничном вечере «перемещают» в зрительный зал, который ни с чем не спутаешь: узнаваемые ярко-алые кресла, золотая лепнина на бельэтажах и балконах, изящная люстра. Перед третьим звонком разглядываю, как занавес выглядит изнутри — оказывается, что посередине проходит необычная красная полоска.

Вместо голоса динамика («выключите телефоны!») — голос художественного руководителя, Егора Перегудова:

— Два года назад у нас было столетие. Был такой ответственный момент. Значит, мы выпустили спектакль «Истории». О сегодняшнем дне мы подумали: это не юбилей, но День Рождения, его все равно отметить хочется. Олег Сапиро предложил сделать в День Рождения Праздник Поэзии. Наш театр носит имя поэта Владимира Маяковского, и вот это поэтическое начало хотелось вернуть, вспомнить и возродить. Поэтому сегодня вы увидите не просто 102 года истории театра, но и 102 года поэзии и музыки.

Забегая вперед, хочется сказать, что самого Маяковского, как и его талантливых творческих «наследников» и продолжателей в этот вечер на сцене будет много. Цель концерта — показать целый век поэзии. В Маяковке ее исследуют слой за слоем, и показывают главные поэтические лица из каждой эпохи — от Маяковского до Анны Логвиновой. В этот вечер будет много аплодисментов, любви к театру и литературе и конечно же — артистов Театра Маяковского.

Начинают поэтический концерт с нападок на эту самую поэзию словами Владимира Владимировича:

— А много ль в языке такой чуши,

чтоб сама

колокольчиком

лезла в уши?!

Стихотворение это», кстати, написано Маяковским 101 год назад — в первый год существования Театра Революции. Так в Маяковке начинают летопись, параллельную летописи собственной истории, которая оказывается созвучна не поворотным для театра моментам – а господствующим настроениям.

А история у Театра Маяковского — богатая и на имена, и на революционные (в прямом и переносном смысле) спектакли. Главными режиссерами и художественными руководителями театра были Всеволод Мейерхольд, Алексей Попов, Николай Охлопков, Андрей Гончаров и Сергей Арцыбашев. Нынешний художественный руководитель театра Егор Перегудов говорит, что новый, 102-ой, сезон в проходит под девизом «Театр врывается в жизнь».

Маяковского в это вечер не только читают — но и поют на манер легендарного «Письма» группы Сплин. Актерский «кавер» в авторской аранжировке в зале вызывает шквал аплодисментов — как и переложенные на музыку «Стихи из предсмертной записки».

Удивительно, но на сцене бывшего Театра Революции «Серебряный век» (вернее, его финальные годы) вспоминают совсем не с позиции новаторов всех мастей, на которых эпоха была богата. Зато есть уютные, камерные и немного интимные лирические «воспоминания» Сергея Есенина, Александра Вертинского и Марины Цветаевой. Все они — тоже о своего рода революции, о резких и неожиданных поворотах (в любви, расставаниях, потерях и встречах): будь то чувство к другому человеку или любовь к самому себе. Особенно трогательно из зрительного зала звучит монолог Игоря Евтушенко о «консьержкиной Лизе» авторства Саши Черного.

За поэтическое «подношение» ко Дню Рождения отвечают преимущественно молодые актеры Маяковки. Запоминаем имена (артистов много, все по-своему хороши!): Алина Вакаева, Александра Маховикова, Мамука Патарава, Иван Сапфиров, Кирилл Кусков, Иван Ковалюнас... К ним присоединяются мэтры, корифеи, самые преданные «маяковцы». Любовь Руденко удивляет «Монологом бродвейской актрисы» Евгения Евтушенко, Наталья Коренная говорит о «Красавицах» Маяковского.

Дарья Повереннова в этот вечер поет Бродского и читает Вознесенского:

— Ну можно ли в жилет пулять мороженым?!

А можно ли в капронах ждать в морозы?

«Бьет женщина» в ее исполнении звучит ритмично и пронзительно, но не обреченно. Такая интонация выбрана для «оттепели» — всегда узнаваемой и родной, немного очаянной, но пропитанной надеждой на перемены. Вознесенского чередуют с Евгением Евтушенко, Риммой Казаковой и Эммой Мошковской. «Шестидесятников» словно объединяют чувством хрупкой внутренней «революции», но уже другого рода — по секрету говорят о той самой «роли», которая лирическому герою так и не досталась, мальчишке что живет «где-то» и во всем оказывается лучше и — о внезапном душевном спокойствии.

Юрий Коренев радует Бродским (оказывается, Юрий Анатольевич внешне так похож на поэта...). В зрительном зале вспоминают не только Иосифа Бродского, но и его друга, поэта Евгения Рейна - одного из немногих авторов, наряду с Бродским благословленных Ахматовой.

У этого концерта нет кульминации — каждый «номер» удивляет по-своему и словно бы открывает мир другой, «непарадной», непредназначенной для театральной сцены поэзии. Его жемчужиной становятся известные (и не очень!) стихи поэтов восьмидесятых, девяностых и нулевых: Нины Искренко, Олега Груза, Тимура Кибирова, Федора Сваровского и многих других. Имена современников в зрительном зале «переоткрывают» здесь и сейчас.

Трогательная «Маша» нашего современника Федора Сваровского — это единственное произведение автора в творческой программе. В концерте это стихотворение становится одним из самых ярких, и тут дело не только в том, что произведение наполнено забавными метафорами и тонкими образами родом из наблюдений современного автору века. Олег Сапиро и Анастасия Мишина говорят о милом и современном счастье — и эта тема как будто бы становится созвучна всему концерту.

От Нины Искренко маяковцам достается пронзительное и ироничное «признание», которое читает Дарья Хорошилова. И если первые строки стихотворения в зале вызывают смешки, то спустя секунд тридцать лица у зрителей вновь становятся серьезными:

— Написала все как было

дескать многое могу

Написала

и наклеила на лбу

На стихах Дмитрия Пригова («Вот поди ж ты — на/ Целу курицу сгубила/ На меня страна») в зале смеются немного нервно. Очередь для Блока и Лермонтова, вода, после которой хочется жить, толкучка в метро... Пригова тут раскладывают сразу на несколько мужских голосов, из его творческого наследия выбирают самое короткое, смелое, абсурдно-сатирическое, но приближенное к реальности.

Женщины предпочитают более молодых художниц слова — Анну Логвинову и Сола Монову. У самых читаемых поэтесс Рунета берут нежные, но в то же время острые стихи с вкраплениями жизненных ситуаций. У этого поколения — уже узнаваемые герои-современники: идеальные матери, что встают в пять утра, их дочери-веганши и пацифистки «в бесформенной одежде». Зато сразу понятно: какая жизнь, такая и правда, а поэзия по-прежнему наблюдает за тем, что происходит сейчас.  

Свой 102-ой День Рождения Маяковцы встречают громко и празднично, и в памятный для театра вечер много говорят о счастье и любви. А для того, чтобы рассказ получился ярким и убедительным, выбирают самое близкое из целого века — это ли не отличный повод оглянуться назад и попутно вспомнить о богатой истории и былых победах?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...