Срочные новости раздела
За что убрали изображение Троцкого: выставка советских плакатов открылась в «Геликон-опере»

За что убрали изображение Троцкого: выставка советских плакатов открылась в «Геликон-опере»

Большевики прекрасно знали, что полемика на страницах газет недоступна их «целевой аудитории» — рабочим и крестьянам. Почему? Ответ прост: массовая безграмотность. И дело не только в сложных политических идеях, которые мало понятны простому человеку. Большинство населения России начала XX-го столетия попросту не умело читать. Внимание, вопрос: как же оказать влияние на огромную массу неграмотных людей? А задачи у большевиков были масштабные. Сначала привлечь рабочих на свою сторону, а затем воспитать нового человека. Решение было найдено — плакат. 

Концепция агитационных плакатов предельно проста: яркие цвета с преобладанием броского красного, запоминающиеся короткие слоганы, часто рифмованные, порой даже частушечные. Картинка, объясняющая один, но важный и ясный сюжет. Один плакат формулирует одну идею и работает через внушение. Картинки люди с удовольствием и любопытством рассматривали, а текст был прост и легко запоминался, легко уходил «в народ» и передавался из уст в уста. Постеры развешивались где только можно: на улицах, в окнах зданий (кстати, именно поэтому Окна РОСТА получили такое название), в больницах и других общественных местах. Вот так непринужденно советская власть призывала людей к нужным действиям, побуждала обучаться грамоте, прививала полезные привычки вплоть до банального мытья, чистки зубов и бережного отношения к своему здоровью.

Менялись времена, менялись и темы плакатов. Для выставки в «Геликоне» отобрали самые яркие работы, которые позволяют зрителю быстро, но ярко прокатиться сквозь целое столетие. Кстати, начинается выставка вовсе не с плаката, а с… Бюста Ленина работы Георгия Лаврова, на котором вождь запечатлен в момент экспрессивной речи. И продолжается выставка тоже не плакатами, а (неожиданно!) платками, которые демонстрируют, как работали советская агитация и пропаганда. Уже здесь стоит остановиться и присмотреться: ваше любопытство поможет открыть несколько тайн. Платок подобен росписи под куполом храма. Неожиданно?

Известный факт, что Сталин окончил церковно-приходскую школу и продолжил свое образование в Тбилисской духовной семинарии, которую в итоге не окончил. Итак, в центре — «Христос Вседержитель» = Ленин. Дальше — «архангелы» и, конечно же, четыре «евангелиста» — Маркс, Энгельс, Калинин и… Дырка. На месте круглой дырки, которая, очевидно, была аккуратно сделана ножницами, был еще Троцкий. Портрет четвертого «евангелиста» был ликвидирован, и вот почему. Все дело в том, что партию платков как подарок делегатам сделали специально для первого всесоюзного учительского съезда. Но когда платки уже были выпущены, Троцкий был в немилости, и его «лик» с платков убрали. Однако есть несколько уцелевших экземпляров, редких. Одну религию заменили другой -  махнем не глядя?

Невозможно пройти мимо спортсменки с дискоболом в руках — работа Александра Дейнеки. И здесь пристальное рассмотрение откроет еще одну тайну.

Работать, строить и не ныть!

    Нам к новой жизни путь указан.

    Атлетом можешь ты не быть,

Но физкультурником — обязан!

Строки, призывающие трудиться и заниматься спортом. Красивая атлетка изображена в движении, настолько живо, что хочется пригнуться, чтобы тебя не задели. Но она на плакате не одна… На заднем плане бегуны, а прямо за ней — стрелок. Плакат 1933 года, а значит, незадолго до его создания появилось движение «Ворошиловский стрелок». Здесь он изображен на заднем плане, замечаешь юношу с оружием в руках далеко не сразу: все внимание перетягивает прекрасная девушка. Но этот паренек — символ подготовки страны к войне, кто бы что ни говорил…

Надолго зависаешь у серии плакатов, которые значительно выделяются на фоне остальных экспонатов. Не агитационные, а скорее просветительские подписи рассказывают о том, как следует вести себя молодой матери с ребенком. Что делать можно, а что не следует. Тема важная для того времени (а это работы 1920-х годов). Кругом голод и разруха после Первой мировой, революций, Гражданской. А стране нужно продолжение рода, новые люди, а значит, и здоровые роженицы и матери. С помощью простых плакатов, которые легко и быстро тиражировались, власти ставили задачу обучить молодых женщин уходу за младенцем и гигиене, чтобы дети росли здоровыми, ведь нужно было поднимать страну с колен… В полном объеме серию плакатов о материнстве представляют здесь впервые! 

Плакаты переносят из эпохи в эпоху — на вас смотрит улыбающийся Гагарин, а рядом его знаменитое «Поехали!», которое уже само превратилось в узнаваемый бренд. Строительство БАМа, Олимпиада-80 - куда ж без нее?

Завершается плакатная экспозиция работами, которые хоть и не являются диптихом, но вполне отражают происходящее. Дата их создания — 90-е. Первая работа руки Бориса Ефимова. Стиль, который многие узнают, похож на иллюстрации из журнала «Крокодил». На плакате - Горбачев и Ельцин, которые тащат тележку, нагруженную мешками с… проблемами (Да-да! Так и написано: «Проблемы»). Подпись на плакате: «Ребята! Давайте тянуть дружно!» Совсем другая риторика… Рядом с ним другая работа, ее автор Александр Уткин. На плакате женщина в русском национальном костюме, она вошла (словно не в ту) дверь. За ее спиной — прекрасная и безмятежная жизнь, голубое небо, зеленые луга, светлое будущее, которое внезапно стало прошлым. Ее нога ступила в разруху, на выжженную землю. Внизу скромная подпись: «Кому на Руси жить?»… Так и закончился Союз. А некрасовский вопрос не теряет актуальности и по сей день. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...