Срочные новости раздела
Логика абсурда и потерянный рай: на парковке показали работы выпускников творческих вузов

Логика абсурда и потерянный рай: на парковке показали работы выпускников творческих вузов

«Выпускная» выставка в этом году представляет более 200 молодых художников. В экспозиции — более 300 работ в самых разных жанрах: живопись, скульптура, фотография, иллюстрация, архитектура, театр, мода, анимация и компьютерная графика. Нынешний «Выпуск» — третий по счету, но рекордный по количеству участвующих вузов: если в первом засветились выпускники 14 ведущих учебных заведений Москвы, то в этом их уже 22. Публика на выставке все больше молодежная: здесь, как говорится, можно и себя показать, и других посмотреть.

К лифту, ведущему на минус первый этаж, тянется вереница студентов. Перед входом на экспозицию играет на электропульте диджей в интеллигентской шляпе и пиджаке. За белыми столиками молодежь обсуждает свежие эскизы. На несколько месяцев парковка стала не только площадкой студенческого творчества, но и арт-лабораторией.

Сама выставка получилась разношерстной. Здесь и модельеры, и живописцы, и архитекторы, и медиахудожники, и керамисты. Уровень работ разный, но есть свои жемчужины и общее настроение, которое по-своему визуализирует каждый художник.

На входе обращает на себя внимание «Потерянный рай» Полины Штанько. Ее керамические яблоки легко перепутать с настоящими. Они блестят как наливные. И только присмотревшись, замечаешь, что в россыпи нет ни одного годного фрукта: один почернел, другой пожух, третий покрылся плесенью… Из-за глянцевого блеска лакового покрытия первое впечатление от яблок обманчиво, но уже через пару секунд вглядывания в натурно-филигранные изъяны становится ясно, что в фокусе выпускницы Высшей школы экономики — фаза распада. «Все плоды жизни оказались ненужными, отброшенными», — поясняет свою инсталляцию Полина. Кажется, в воздухе витает вопрос: раз все пошло не по плану, раз жизнь все время меняет вектор и направление, то что же — все пропало?

Словно отвечает на него работа Анастасии Дозорцевой «Наедине», что за углом от «Потерянного рая». Выпускница Строгановки представляет видео, где крупным планом — руки, перебирающие рис, а перед экраном — горсть больших «зернышек риса». На самом деле это белые, многократно омытые волнами камни. Казалось бы, в фокусе — монотонное действо, обыденное и скучное. Но для автора перебирание крупы — медитация, точка отдохновения, когда за бытовым занятием может родиться гениальная идея. Кому-то затея пересматривать каждую крупинку покажется потерей времени, а другой найдет в ней ностальгию по детству, возможность провести время наедине с собой, остановиться, подумать, найти вдохновение в малом и незначительном.

Иван Фурсов из Суриковского института, напротив, пишет драматичный момент, но крайне ограниченной палитрой, тем самым притупляя остроту эмоций. Перед нами — спины врачей, которые катят кого-то на каталке по серому коридору. Судя по всему, это сам автор, поскольку в описании к работе он признается, что сюжет основан на личных воспоминаниях, а выбор темы обусловлен остротой переживания. Напряжение создают не фигуры или больничные стены, а нечто неуловимое в атмосфере. Кажется, самым сложным тут было написать застывший воздух, а не складки халатов. Они, кстати, будто процарапаны. Иван развивает «суровый стиль» Виктора Попкова и Гелия Коржева — этот стиль закатного СССР, как оказывается, спустя полвека вновь актуален. Впрочем, фигуративный подход не только рассказывает суровую правду, но и напоминает сюрреалистичный сон.

Анастасия Курочкина, еще одна выпускница Суриковского, вполне реалистично пишет обыденный момент: свой портрет в зеркале вузовского лифта. Остальные фигуры превращены в прозрачные силуэты-фантомы. Анна Канфер (тоже из Суриковки) тоже использует силуэты, чтобы рассказать об истории усадьбы Марфино. Она помещает в интерьеры исторического места фигуры из разных эпох, которые угадываются по одежде. Тем самым художница совмещает несколько времен воедино, рассуждая о течении времени и о том, как далекое прошлое влияет на восприятие современности и нашу идентичность.

О том, что время не линейно, любые нормы подвижны, а правила игры в реальной жизни постоянно меняются, Елена Извольская рассуждает в серии «Ретроградный анализ». Выпускница Института современного искусства Иосифа Бакштейна превращает шахматные доски в супрематические парадоксы, где любые правила оказываются абсурдными. Вот против черных фигур выставлены белые, но они в виде динозавров и, кажется, съели собственные «травоядные» пешки. Вот шахматная доска, где нет черных фигур и черных клеток — остались только белые пешки, рассредоточенные на белых полях, словно безликая толпа. Вот полностью черная доска, где черные пешки обступили белого короля. А вот полностью красная доска, где белый ферзь сражается со своим двойником. Работа называется «Женщина в двух измерениях». «Шахматная ортодоксальная композиция», как определяет свой метод Извольская, построена на парадоксе логического абсурда.

Уход в глубины подсознания — не единственное общее частных авторских миров. Многие проекты построены на синтезе реального и виртуального. Такова работа Екатерины Мацели из Британской высшей школы дизайна: сотканные вручную из натурального лыка коврики, прошитые очень графичными линиями-алгоритмами. В них зашифрованы реперные точки жизни женщин из семьи Мацелей, где все занимались ткачеством. Так Екатерина устанавливает неявные параллели женских судеб внутри одной семьи.

Недалеко от этой рукодельной графики — инсталляция «Цифровой след» Елены и Игоря Тормышевых, выпускников Школы современного искусства «Свободные мастерские». Перед нами экран-зеркало, где можно попытаться стереть собственное «я» одним нажатием на экран, но удалить «цифровой след» полностью не получится. Авторы поясняют, что каждое действие в Сети, будь то лайк или запись, остаются в «облачном хранении», и невозможно стереть его совсем, даже если попытаться. Из этих действий в виртуальном мире складывается портрет человека, который больше чем просто изображение внешности — это отражение вкусов, интересов и желаний.

Наверное, поэтому центральными на выставке «Выпуск» стали работы, как будто соединившиеся в одну большую тотальную инсталляцию. Здесь рядом с сюрреалистической живописью Марии Пелиховой (ВГИК) по мотивам «Алисы в Стране чудес» висят белые ткани с полустертыми надписями — «страшно» и «верно», «обман» и «любовь», «холод» и «явь», — а на их фоне стоят скульптуры из стекла и проводов, напоминающие машины из фильма «Война миров», снятого по научно-фантастическому роману Герберта Уэллса.

Словом, совершенно фантастический мир рисуют художники нового поколения, где важное место занимает прошлое, настоящее полно абсурда, а будущее туманно и синкретично.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...