В западной прессе появилась информация, что российские власти готовы к тому, что в ближайшей перспективе курс доллара вырастет до 100 рублей, и это пойдет на пользу бюджету. Тем временем ЦБ установил официальный курс уже на уровне 97 рублей. Почему так происходит и чего ждать россиянам — в разборе «Ленты.ру».
Центральный банк России установил официальный курс доллара США на среду, 16 октября, на уровне 97,01 рубля, сообщается на сайте регулятора. При этом на вторник, 15 октября, ЦБ поднимал доллар до 96,1 рубля. То есть за сутки американская валюта подорожала на 91 копейку. В прошлый раз выше отметки 97 рублей американская валюта поднималась 11 октября. Банк России полагается на межбанковские операции при расчете курса рубля с тех пор, как Московская биржа приостановила торги долларами и евро после того, как США ввели санкции против группы в июне.
Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ
Как полагает эксперт «БКС Экспресс» Дмитрий Бабин, основной негатив для российской валюты по-прежнему исходит от внешнеторгового фактора. «Восстановление импорта, в том числе благодаря улучшению ситуации с трансграничными платежами, усугубляется относительно низким притоком иностранной валюты от экспорта из-за снижения котировок нефти, а также санкций и геополитики», — считает эксперт. От цен на нефть зависит объем получаемых Россией нефтегазовых доходов, то есть весомая часть от всех экспортных поступлений, обращает внимание ведущий аналитик инвесткомпании «Цифра брокер» Наталия Пырьева. «Чем выше нефть, тем лучше бюджету, тем крепче рубль, и наоборот», — поясняет она. Еще одним фактором ослабления рубля мог стать тот факт, что 12 октября истекли две лицензии Минфина США, временно разрешавшие некоторые операции с Мосбиржей и ее «дочками» НРД и НКЦ. Иными словами, уход нерезидентов в определенной степени мог определить поведение курса валюты.
Агентство Bloomberg со ссылкой на два осведомленных источника сообщило, что российские власти готовы к тому, что доллар в скором времени снова будет стоить выше 100 рублей. Источники агентства указали, что ослабление рубля сейчас не вызывает беспокойства, и это пойдет на пользу государственному бюджету.
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
Еще в материале подчеркивается, что курс рубля также снизился по отношению к юаню, который стал главной альтернативой тому, что Кремль считает «токсичными» валютами. Российская валюта упала на 11 процентов по отношению к юаню на Московской бирже, до 13,26 рубля, самого низкого уровня с мая.
«В нынешней ситуации 100 рублей за доллар — это не так уж и страшно, хотя и имеет определенный инфляционный эффект», — комментирует экономист, профессор НИУ ВШЭ, бывший первый зампредседателя ЦБ Олег Вьюгин.
Фото: Артемий Шуматов / Коммерсантъ
В свою очередь, финансовый аналитик Михаил Беляев уточняет, что раньше курс валют был биржевым и давал более-менее объективную картину, так как на него трудно было воздействовать со стороны Центрального банка (ЦБ) России. Регулятор лишь фиксировал курс, теперь же он его устанавливает. «Слабый рубль способствует экспортным возможностям и дает наполнение бюджета», — заключает эксперт. Ослабление рубля на текущий момент не вызывает особенного беспокойства, отмечает аналитик «Финам» Николай Дудченко. «Ослабление должно быть все же контролируемым. Так как в противном случаем "ключом" (поднятием ключевой ставки ЦБ — прим. «Ленты.ру») в 20 процентов будет уже не отделаться», — говорит он. Эксперт прогнозирует, что до конца года курс американской валюты будет колебаться в коридоре 93-97 рублей. Прогнозы Министерства экономики показывают, что правительство планирует более слабую валюту: чиновники ожидают, что в 2025 году средний курс составит 96,5 рубля за доллар по сравнению с 91,2 рубля в этом году.
Весной 2022 года курс доллара уходил за 100 рублей. Но российская валюта быстро восстанавливалась, после того как Центробанк повышал ключевую ставку. В 2023-м рубль несколько раз пробивал эту психологическую отметку. Тогда регулятор тоже шел на ужесточение денежно-кредитной политики. Не исключено, что на грядущем заседании 25 октября ЦБ снова повысит ключевую ставку с нынешних 19 процентов годовых. Такого исхода не исключал, например, заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин. «Центральный банк будет все делать для того, чтобы инфляция была у нас четыре процента. И для этого в том числе будет повышать ключевую ставку до тех пределов, пока он не добьется своей цели», — говорил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.