Срочные новости раздела
Что-нибудь для души: названы знаковые достижения Вячеслава Добрынина

Что-нибудь для души: названы знаковые достижения Вячеслава Добрынина

«Он писал для народа, придумал новый жанр, соединил поп-музыку и шансон, поэтому за ним шли все наши попсовики», — сказал в беседе с «ЗД» Лев Лещенко в печальный день, когда стало известно о кончине Вячеслава Григорьевича. Тонкость в том, что так называемые песни для народа во времена начала карьеры Добрынина вступали в настоящий клинч с официальной эстрадой.

Публика все же не дура и всевозможные идейно-комсомольские музпрогоны воспринимала чаще всего как нагрузку в надежде услышать и что-нибудь для души. Сентиментальное, танцевальное, часто нехитрое по содержанию, но искреннее, а не казенное. И это самое «для души» имело репутацию чего-то неформального, а следовательно, вызывающего сомнения у разных имеющих отношение к культуре организаций. Создавая музыку, Добрынин и его коллеги-неформалы словно шли по минному полю, но все-таки умудрялись доносить до публики собственные мысли.

Песни Вячеслава Добрынина удивляют еще и тем, что с трудом объединяются в каталог одного композитора. Они разные, поэтому и Добрынин у каждого его поклонника — свой, особенный. Но каким бы стилем ни был увлечен композитор, фирменный добрынинский припев попадал даже в защищенное снобистской броней сердце. И свою припевность композитор пронес через годы и стили.

«На Земле живет любовь»

Молодые люди, не увлекавшиеся в шестидесятые или семидесятые «битлами», скорее всего, были бессердечными типами. Добрынин еще как увлекался. И даже сумел внести легкий, но яркий рок-н-ролльный акцент в один из первых своих больших хитов, выпущенный в 1972 году. Гитара здесь звучит совершенно не по-советски, голос Александра Лермана, солиста «Веселых ребят», «валютную» тему отлично продолжает, но, чтобы не получить по шапке за низкопоклонство перед Западом, конечно, был нужен ВИА-припев, и благодаря ему песня, наверное, и была одобрена для публичного воспроизведения. Если это и советская эстрада, то определенно с пикантным привкусом международной моды на гитарное звучание.

«Прощай»

Эталонный шлягер, наверное, больше всего известен в исполнении Льва Лещенко, но первая версия была записана Игорем Ивановым и группой «Лейся, песня». И если у Лещенко получился искрящийся эстрадный лоск, то в ВИА-аранжировке песня звучит чуть жестче, а начинается с весьма задиристого гитарного рифа. Припев, по-прежнему поднимающий залы любой величины, конечно, сразу перетягивает внимание, и небольшой рок-акцент тонет в «ла-ла», но наслушанность композитора очень заметна. Если и выдавать Добрынину звание «Доктор Шлягер», то именно за эту песню, потому как сделана она прямо-таки с хирургической точностью. Чуть больше рок-н-ролльного грува — и ее бы никуда не пропустили, чуть больше елея — и она стала бы чем-то заурядным. Но чувство меры в сочетании с инстинктом самосохранения привели маэстро к удивительному результату.

«Земля — наш дом»

Группа музыкантов в строгих костюмах расположилась на набережной Москвы-реки и в скупом свете прожекторов исполняет песню о том, что «Земля не спит и каждый день глядит в глаза своих детей…». Среди участников действа угадываются Сергей Мазаев, Игорь Матвиенко, Вячеслав Добрынин. В начале восьмидесятых Добрынин набрал группу имени себя и в некоторых песнях снова вдохновился рок-н-ролльным звуком. Здесь он уравновешивается клавишными и антивоенной лирикой Роберта Рождественского, но даже в таком виде эта песня страшно далека от «Прощай» или «Все, что в жизни есть у меня». Самая близкая аналогия — с группой «Цветы», причем исключительно в хорошем смысле.

«Не сыпь мне соль на рану», «Синий туман»

В середине восьмидесятых Вячеслав Добрынин начал сам исполнять свои песни и у них появилось новое, более подходящее времени звучание. В восьмидесятые советская публика воспылала любовью к итальянской эстраде. Рикардо Фольи, Тото Кутуньо, Ricchi e Poveri и другие сладкоголосые поп-деятели с Апеннинского полуострова стали невероятно популярны в СССР, и к их музыке, конечно, сразу прислушались многие звезды местной эстрады. Прислушаться было несложно. Трудно найти поп-музыку более родственную нашей, чем итальянская. Правда, здесь уже без гитарных запилов. Легкая хрипотца, чувственный припев, взгляд с поволокой — в общем, все, что так здорово освоил Тото Кутуньо, отлично подошло и Вячеславу Добрынину. Даже мешковатый пиджак с подвернутыми рукавами сел как влитой, и в итоге «Синий тман» мягко укрыл души любителей примодненной эстрады, и даже соль на раны была только в радость. Термин «адаптация» в данной ситуации, наверное, звучит грубовато. Скорее, упражнение на тему  - и опять попадание в десятку.

«Я свое отгулял», «Колдовское озеро»

В одном из документальных фильмов, посвященных музыканту, есть очень показательные эпизоды. Вот Добрынин на своей даче страстно подпевает Джону Леннону, а в музыкальной школе, где учился еще ребенком, садится за фортепиано и играет аббовскую Money, Money, Money. И не без иронии заявляет, что запомнится он бессмертными ресторанными шлягерами.

Репутация у этих самых шлягеров хуже некуда. Мол, примитивные запросы жующей публики. Есть здесь, правда, очевидное заблуждение. В девяностых, когда и были написаны песни так называемого ресторанного периода Доктора Шлягера, точки российского общепита еще не стали храмами гастрономии, и ходили туда не только пожевать. Тогда в ресторанах подавали прежде всего яркие эмоции, среди которых была, конечно, и музыка. Песни под закуску, как правило, звучат довольно незатейливо, потому что должны сразу попадать в согретые алкоголем сердца. И добрынинские сочинения, безусловно, выполняют эту функцию. Сравнивать их с «Прощай» или «На Земле живет любовь» нет особого смысла. В них куда меньше хитовой магии, но это не означает, что «Колдовское озеро» и Ко забудут быстрее. Для таких песен нужна подходящая атмосфера, которая, словно рассол, хранит их специфический «привкус». Лучший совет — слушать такое поменьше. Но кто же в России будет ему следовать?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...