Срочные новости раздела
«Любовь и голуби» в причудливом обрамлении на сцене Театра Вахтангова

«Любовь и голуби» в причудливом обрамлении на сцене Театра Вахтангова

Пьеса «Любовь и голуби» Владимира Гуркина известна зрителям благодаря легендарному фильму Владимира Меньшова. Кажется, будто этот фильм навсегда зашит в наш культурный код и всегда будет ассоциироваться с гуркинской пьесой, заслуженно затмевая все другие сценические адаптации этого текста. Невозможно забыть Людмилу Гурченко в роли томной Раис-Захарны, самого Меньшова в роли ведущего кадрили (картина), робкого работягу-голубятника Кузякина в исполнении Михайлова, красавицу Ладу Сизоненко в роли младшей кузякинской дочечки Оленьки (а как она плакала!).

Надо сказать, что для Омской драмы это уже второй подход к пьесе Владимира Гуркина, в начале 80-х служившего там актером. И там в 1982 году режиссер Геннадий Тростянецкий поставил спектакль «Любовь и голуби» — по мнению Владимира Меньшова, один из самых удачных. Кстати, примерно в это же время Нина Дорошина впервые примерила на себя образ Надюхи, но на сцене московского «Современника», хотя премьеру сыграли в Минске.

Нынешнюю премьеру «Любовь и голуби» в постановке Георгия Цхвиравы в театре приурочили к 150-летнему юбилею. Спектакль главрежа Омской драмы оказался не похож на другие сценические и киноадаптации гуркинского текста. С пьесой, по которой поставлена самая народная комедия СССР, режиссер обошелся довольно вольно — и действительно по-авторски.

Сюжет стал до смешного сказочным и немного гротескным: актерам добавили лишних килограммов и надели на них цветные прически из разноцветной пряжи. Драматический текст расширили и увеличили чуть ли вдвое за счет изумительной красоты песен (стихи сочинил драматург родом из Омска Сергей Плотов, а музыку — Андрей Семенов).

В этой версии все получилось иначе — и зрители понимают это с самого начала. На расписном заднике проявляется надпись «Сколько ни гуляй, мужик, домой жизнь воротит», но буквы вьются извилистой речкой, и получается — «Сколько ни гуляй мужик жизнь дамой варотит». Мы не мы без наших ошибок, и спектакль как будто бы посвящен этой истине.

Портрет семьи Кузякиных набрасывают на сцене широкими мазками. Мечтательный и несуразный Васька Кузякин (Владислав Пузырников) поет: «Нам заботы — курлы-курлы. Да тебе не понять, сколько хочешь гляди голубиным невинным оком»... А его практичная и немного приземленная жена Надюха (Лариса Свиркова) отчитывает супруга за потраченные на птиц 25 рублей. Для него голуби — это мечта и дань памяти доброте давно забытого деревенского дурачка, а для нее — дурость. Надя, конечно, хочет, чтобы муж ее внезапно, как в сказке, повзрослел, стал ответственным и понял, что его любви и внимания просят не только голуби (курлы-курлы!) — но и дети.

За создание невероятно трогательной и динамичной комедии отвечают не только Кузякины, но и баба Шура (Татьяна Филоненко) и дед Митя (Александр Гончарук). Этот актерский дуэт заполняет собой все пространство: их шуточные склоки и ссоры в спектакле — наслаждение особого рода.

Жизнь в селе протекает своим чередом — в спектакле ей предписан почти что водевильный ритм. Музыкальность спектакля — одно из главных его достоинств: сельская жизнь здесь идет уверенно и плотно, а герои обращают эмоциональные моменты в характерные танцы, пластически выражая все те чувства, которые неподвластны игривому слову.

Надя — дама волевая и смелая. Она не подчиняется мужу (потом выяснится, что опереться на Ваську ей очень хотелось), а все заботы о семье несет на своих плечах. Ей под стать и старшая дочка Люда (Алина Егошина). Сын Нади и Васи Ленька (Леонид Калмыков) в этом спектакле раскрывается с совсем неожиданной стороны, а любимица-мечтательница Оленька уже ближе к финалу поет вслед то ли улетевшему на юга папе, то ли его голубям:

— А девчонка просит о любви, верит в сказку с радостным концом: что будут вечно мать с отцом.

Песни вслед голубям со сцены поют все Кузякины, птицам доверяя свои грезы о лучшей жизни — те искренние и сердечные молитвы, в которых порою страшно признаться даже самому себе. Мир семьи Кузякиных — нежный по-голубиному, интуитивно родной, знакомый и понятный, разыгранный словно по нотам...

Художник Булат Ибрагимов придумывает для воплощения сказочной идиллии оригинальную сценографию и костюмы. Убранство села здесь представлено в виде картин, причем известного художника-примитивиста Валентина Губарева, которого называют белорусским Брейгелем. На своих полотнах он отображает советский и постсоветский быт. Герои его картин, как и герои спектакля, — простоватые мечтатели, которым погоню за деньгами заменяет погоня за счастьем.

Васю Кузякина от этого наивного мира тянет ввысь. Вася оказывается слишком чутким к чужой боли: события, что для всех являются частью смешной сказки, для него составляют настоящую жизнь, равномерное течение которой другие в вечных ссорах да погонях не чувствуют. И как некстати возникает в памяти лицо дурачка Володьки, как некстати в разговоре упоминается некий городской «бар» — не иначе, место, где совершаются чудеса (например, водку пьют через солому).

Раиса Захаровна (Юлия Пошелюжная) со своим фиолетовым париком в этой голубиной сказке — пришелица, а солнечный курорт Баку — место их злополучной встречи — словно другая планета. Ее героиня — манкая, сиюминутная и взбалмошная — для Васьки могла бы стать воплощением идеального городского мира. Вася увидел в ней соратницу по грезам: но вот только мечтать по-настоящему Раиса Захаровна (Рис-Пис) не научилась и двумя плевками остановила его «полет». Оказалась слишком практичной и расчетливой для сказочного мира Кузякиных, построенного на мечтах и «воздушных замках». Очарование их скромного семейного очага — в том, что даже мелкие ссоры, перепалки и крики не могут потушить огонечки в добрых и чистых глазах.

В фильме Меньшова самым громким и эмоциональным моментом стала сцена возвращения Васьки домой, а в спектакле, насыщенном размышлениями, песнями и по-сельски гоготными разговорами, развязка конфликта сместилась. Приход Кузякина-старшего в родное село стал продолжением его мечтательного ребячества. Избавившись от иллюзий о Раисе Захаровне, он все еще не понял ничего о своей семье: процесс познания близких в спектакле показали нежно и поэтично.

Как и хотела Надя, Василий все-таки повзрослел, но сделал это не одним «сказочным» махом. Кузякин многое увидел — и многое потерял. Только после этого Васька обрел свой голос, в котором все еще звучат нотки растерянного «че». Но, ешкин кот, «интересно жизнь идет!» — и, несмотря на ошибки и не вовремя пришедшие письма, никогда не останавливается. Не останавливается, пока Кузякины не перестают ошибаться и мечтать.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...