Срочные новости раздела
Снятый в Казахстане российский дебютный фильм побывал в Южной Корее и Геленджике

Снятый в Казахстане российский дебютный фильм побывал в Южной Корее и Геленджике

«Папа умер в субботу» вошел в программу Word Cinema, где представляют кино со всего мира и в основном европейское, поскольку азиатское и без того богато представлено в других секциях и в нескольких конкурсах. Россия в Южной Корее воспринимается в большей степени как Европа. Важно и то, что Зака – казашка, живущая в Москве, и свою картину снимала в селе Рыскулово Алмаатинской области с участием местных жителей.    

Будучи филологом по первому образованию, выпускницей Карагандинского госуниверститета, она окончила в Москве Школу документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, сняла несколько неигровых картин – еще студенткой автобиографический «Жаным», «Юбилейный год», «Девочки», «Дети ГУЛАГа». В игровом кино Зака тоже не новичок - была сценаристом «Пингвинов моей мамы» Наталии Мещаниновой, собирала материал на рыболовецком судне для  «Снегиря» Бориса Хлебникова.   

Ее письма к своему мастеру, написанные в процессе съемок фильма «Жаным», опубликованы, их можно прочитать. Марина Разбежкина просит своих студентов отправлять ей со съемочной площадки заметки о том, что там происходит. Полезно таким образом проговаривать важные для себя вещи. Разбежкина считает, что молодому режиссеру сначала надо все понять про себя, чтобы потом снимать про других. 

Тогда Зака отправилась в Караганду, попыталась собрать свою семью вместе, хотя бы на несколько минут, чтобы сделать общее фото. У нее сохранилась только одна фотография, где они вместе, а она сама – кроха, как в ее игровом фильме младший братик главной героини.

«Папа умер в субботу» - тоже в своем роде проговаривание того, что невозможно иногда в жизни. Как это часто бывает в первом фильме, тут много автобиографического, но не все. Главная героиня Айко совсем не напоминает хрупкую Заку. Она крепкая, выше всей своей родни. Живет в Москве, была замужем за русским, как говорят родственники, работает гримером в кино, делает макияж капризным актрисам, одну из которых сыграла Елена Руфанова. С домом и семьей связи порваны. Зака тоже с родными  не общается, но заноза в сердце сидит, и это чувствуется по фильму. 

Когда не станет отца, с которым Айко не виделась целую вечность, она отправится в родное село скорее на встречу с собственным прошлым. Время похорон пропустит, просидит в магазине, листая журнал. Об отце у нее остались мрачные воспоминания. Обид много, и они не отпускают. Отец был жестоким, бил ее мать и стекла в школе. Теперь Айко знакомится с его новой женой Венерой, сводной сестрой-подростком Кукой и совсем еще маленьким братом Исламом, который и говорить-то еще не может, но такой же светловолосый, как она. За поминальным столом собираются две законных жены покойного и одна гражданская, трое детей от разных браков.   

Главную роль сыграла казахстанская актриса Лаура Турсунканова с необычной внешностью. Она обратила на себя внимание в комедии про виагру «Горный лук» Эльдара Шибанова, которую показали два года назад на Венецианском кинофестивале. Той ее героине тоже все время чего-то не хватало, и она пускалась во все тяжкие с дальнобойщиками.

Роль второй жены отца сыграла Самал Еслямова - лауреатка Каннского кинофестиваля, награжденная за роль киргизской мигрантки в «Айке» Сергея Дворцевого. Теперь понятно, почему она не сразу согласилась сниматься у Заки. Безропотных женщин уже играла, повторяться не хотелось. Но тут ей был уготован маленький бунт. Колкости Айко даже ее выведут из себя, и она назовет ее волком-людоедом, ударит подушкой. На что изумленная Айко скажет другу детства: «Прикинь! На тебя плюшевый мишка нападает. Я же не знала, что она его так любит». Это уже об отце. Значит, кто-то его любил. Они с Венерой почти ровесницы - жена и дочь покойного. Между ними пятилетняя разница. 

Не так давно продюсер Сергей Сельянов выпустил еще один дебютный фильм «Танцуй, Селедка!», снятый Александрой Лупашко, где дочь тоже приезжает на похороны отца из своего прекрасного далека. Ее называли Селедкой, а Айко родная мать зовет «наша обезьянка», а бабушка - «жеребеночком». С матерью близости тоже нет. Что же касается казахстанского кино в целом, которое Зака Абдрахманова отчасти представляет, то в нем взаимоотношения с отцом – ключевые. Столько прекрасных картин было снято на эту тему, и написано серьезное киноведческое исследование про архетип отца в казахстанском кино. 

Айко встречает бывшего одноклассника, который в нее до сих пор влюблен, а в юном возрасте чуть жизни не лишился из-за их разлуки. Даник – скромный работящий парень, которого она немного презирает, не в силах унять гордыню. Он от отчаяния назовет ее «самой стремной уродиной в мире».  Родные ее тоже не понимают. Сестра отца считает, что в Айко сидит московский бес. 

От талантливой документалистки, да еще из Школы Разбежкиной, можно было ожидать принципиально другого кино - минималистичного, где все как в жизни. Но Зака сняла густой, фактурный фильм, где мороз и солнце, день чудесный, дивные заснеженные пейзажи, унылые заборы, живописные лица… В Казахстане можно выйти утром в летнем платье, и вдруг выпадет снег, так что без куртки не обойтись. Дыхание места передано удивительно точно, за что отдельная благодарность оператору Михаилу Хурсевичу (снимал «Нину», «Китобоя», «Дунай»).  

Когда-то отец подарил Айко плюшевого медвежонка, и он до сих пор занимает место на полке вместе с другими «домашними животными». Его она заберет с собой в Москву как память о далекой жизни. А Зака приедет с ним в Южную Корею, а потом и на фестиваль авторского кино «Маяк» в Геленджике, где, возможно, уже в ближайшие часы получит награду. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...