Срочные новости раздела
Путешествие в мир голландского натюрморта XVII века: обзор выставки в Пушкинском музее

Путешествие в мир голландского натюрморта XVII века: обзор выставки в Пушкинском музее

Натюрморт как самостоятельный жанр сформировался лишь в XVII веке. Само слово — французское, и появилось оно позже, чем сами картины, — в эпоху Просвещения. В Нидерландах же для обозначения таких работ использовалось слово stilleven — «неподвижная жизнь». Архивы и каталоги того времени сохранили еще несколько «жанровых» определений: «ваза с цветами», «фрукты», «охотничьи трофеи» и «атрибуты мирской суеты». Все эти темы представлены в самой экспозиции.

Выставка начинается с зала, в котором представлены работы Франса Снейдерса и его последователей. В начале XVII века они, как и Рубенс, творят «на заказ»: их охотничьи натюрморты и зарисовки из мясных лавок особенно симпатичны зажиточным бюргерам. Новый класс богачей стремится поэтизировать и увековечить свой жизненный уклад (одна из подтем — это лавки, рынки, кладовые) и приблизиться к миру аристократии (поэтому бюргеров интересует тема охоты — традиционно дворянского увлечения).

Большие картины Снейдерса удивляют своей анатомической детальностью. Мясные и рыбные туши, звери, битая дичь. Изображая бытность средневековых лавок, художник с особым вниманием относится к привычным для эпохи и чуждым современному зрителю деталям.

Снейдерс не любил рисовать на своих полотнах людей, часто приглашал к работе других художников. Люди на его картинах смотрятся пришельцами из другого мира, а про их «внутренний мир» больше говорят разложенные на столах внутренности. Позднее из такого интереса к животному началу сформируется жанр «охотничьего натюрморта», его признанным мастером станет ученик Снейдерса — Ян Фейт.

В своих картинах художники Фландрии проявляют себя как мастера колористики, композиции и знатоки языка средневековой схоластики: свои работы они наделяют особым образным содержанием. Куратор выставки, Вадим Садков, рассказывает, что трактовке символов натюрморта предписана целая система:

— В эпоху маньеризма и барокко сложился тип такой эмблематической литературы, когда издавались книги с гравированными таблицами, так называемыми эмблематами. Различные предметы в них имели свою интерпретацию, причем интерпретация давалась на трех уровнях: доступный самому широкому кругу читателей — морально-назидательный соседствует с любовно-эротическим и философско-теологическим, который доступен только людям, окончившим университет. Причем один и тот же символ в этих контекстах мог иметь разные значения, зачастую — диаметрально противоположные.

Но творческое наследие фламандцев не исчерпывается картинами с трофеями: Снейдерса и его последователей ценят и за обращение к темам «застольных» натюрмортов. Иначе — «накрытых столов». Картины передают не только радость богатой жизни (если фрукты, то непременно красочные), но и заставляют задуматься о том, что жизнь, как и свежесть, — быстротечна. Главное для художников — это апофеоз живой природы, передать его позволяют и эксперименты с композицией, фактурой и темой.

О непременном увядании напоминают и реалистичные цветочные натюрморты. Основоположником «жанра» «цветов в вазе» считают Яна Брейгеля-Бархатного — именно он начал писать камерные, тщательно выписанные и притом изящные букеты, комбинируя бутоны, что зацветали в разное время года.

Ян Давидс де Хем и его последователи меняют стилистику тем — начинают создавать натюрморты с бытовыми предметами. Отдельно развивается жанр роскошного натюрморта, на котором помпезность композиции соединяется с живописным мастерством. Из изображений земной жизни все чаще кристаллизуется тема «суеты сует» — художники говорят о вечном и через предметы, знакомые зрителям, осмысляют неизбежность смерти. Venitas («ученый натюрморт») стал одним из популярных жанров в европейской культуре. Фламандцы послужили для эпохи барокко источником творческих идей — фламандские натюрморты повлияли в том числе и на Караваджо.

Директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачева считает, что нынешний год стал для Пушкинского годом «натюрмортов и архитектуры», сотрудничества с коллегами из регионов: в своей новой выставке Пушкинский собрал работы из Эрмитажа, а также музеев Саратова, Серпухова, Тюмени, Казани, Ульяновска.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...

На ярмарке помимо торга всегда было место развлечениям. В балаганах выступали артисты, необычные  женщины с усами, безрукие гимнасты, кто угодно, лишь бы привлечь и удивить публику. Сохранившиеся
подробнее...

На днях исполнилось бы 95 Олегу Борисову. А что ТВ? Оно сделало свое дело — правда, лишь на одном отдельно взятом канале под названием «Культура». Вот фильм о нем, вот «На войне как на войне»,
подробнее...

Раньше, если я попадал на это умопомрачительное шоу, не мог и пяти минут выдержать. Моя тонкая душевная организация дико протестовала, просто кричала: «Саша, не смотри такое!» Ну да, мне казалось, что
подробнее...

Называть «Бумеры и Зумеры» даже мелкокалиберным альбомом - значит немного преувеличивать. Это скорее мэшап звезд разных эпох, джем под драм-машину - в общем, рисунок, который не претендует на звание
подробнее...

В просторном зале «Яблоко» в галерее искусств Российской Академии художеств ощущается небольшое волнение — гости церемонии, радуясь встрече, обнимаются, жмут друг другу руки. Лишних или случайных
подробнее...

— Как возникла история, уходящая в советское детство?— Она всегда была со мной. Я считаю, что советское детство, особенно мое, которое пришлось на 1970-е, — лучшее время в СССР. Людей, которые его
подробнее...

К своей 102-летней истории в Вахтанговском театре относятся трепетно, берегут ее, а потому активно пополняют свою собственную театральную библиотеку новыми изданиями. Одной из таких книг стала новинка
подробнее...

Малоизвестным и даже талантливым новичкам всегда было трудно пробиваться, а сейчас таких площадок и вовсе почти не сыскать даже днем с огнем. Но пока идеолог фестиваля инди-музыки Александр Кушнир
подробнее...

Куинси Джонс хорошо знает, что такое работа до седьмого пота в условиях расовой сегрегации, но своими впечатляющими успехами во многом обязан еще и тем, что вытащил несколько счастливых билетов. У
подробнее...

Наталье Назаровой понадобилось 12 лет, чтобы воплотить свой сценарий. История получилась отчасти сказочная — о девушке со сложным диагнозом, которая встретила красавца боцмана, и это перевернуло их
подробнее...

В 1975 году группа «Скоморохи» во главе с Александром Градским приехала на гастроли в Саратов и дала концерт в ледовом дворце «Кристалл». На тот концерт пришел и я, тогда студент консерватории. После
подробнее...

Конкурс проводится по инициативе выдающегося хореографа, президента Академии танца Бориса Эйфмана. Борис Яковлевич родился в городе Рубцовске Алтайского края в послевоенном 1946 году, в семье, не
подробнее...

Российская академия художеств получила в дар необычный бюст — Владимира Путина, автором работы является австрийский скульптор Александр Лаабмайр, который сделал портрет президента России исходя из
подробнее...