Срочные новости раздела
Премьера в Театре Олега Табакова: отцы и дети XXI века

Премьера в Театре Олега Табакова: отцы и дети XXI века

Владимир Машков, который лично открывает любую премьеру своего театра (выходит к публике и говорит слова) на этот раз изменил традиции. Он обратился к публике только на поклонах, прервав шквал аплодисментов. «Желаю, чтобы в вашем доме не было того, что вы сейчас увидели», - сказал он. А увидели зрители пьесу, вышедшую в первый год начала XX века, которая напрямую касается дня сегодняшнего. И почти каждого, у кого растут дети. В первую очередь состоятельных граждан. 

По закрытому занавесу красиво валит крупный видео снег, внизу возникает строчка - «Нижний Новгород. Дом купца Ванюшина». Дом терракотового цвета, большой - почти мини дворец. На него, как будто, под определённым ракурсом наезжает камера, и в этот момент обе половины занавеса разъезжаются, открывая зрителю этот самый дом изнутри. Богатый, просторный, в два этажа, с элементами стиля  модерн. Натурально, с точностью до деталей его воспроизвел скульптор Александр Рукавишников - с ним Владимир Машков  делает уже второй спектакль.

Здесь и обитает семейство купца 1-й гильдии, уважаемого в городе человека Александра Егоровича Ванюшина, отца шестерых детей. Два сына, четыре дочери, состояние огромное, а дело передать некому. Да и покоя, гармонии в почтенном семействе тоже не наблюдается. Друг с другом разговаривают не по доброму, небрежно, у всех сдают нервы, то и дело все срываются на крик. Дети выходят из-под контроля: родителям нет почтения - того и гляди начнут хамить. Сдерживает только материальная зависимость от папаши - так все здесь называют отца. И в  интонации этого «папаша» слышатся обида, упрёк, равнодушие, а за ними настоящее, не озвученное: «денег дайте и отойдите».  

Тема отцов и детей, так волновавшая русскую литературу, в своё время давшую обществу лучшие образцы, явлена Найденовым в драме в полном объеме. Причем, обитатели дома Ванюшина — не плод фантазии автора, а списанные им образы с собственной семьи. Вообще, интересным был человеком писатель Найденов — толстовец, оставил состоятельную семью ради театра (актерствовал, но начал  писать пьесы), не стал продолжать дело отца. А его самая известная пьеса — «Дети Ванюшина» - пользовалась неизменным успехом с самого своего появления - честно обрисовала  картину русского общества, начав с его ячейки - семьи, точно попав в болевую точку. 

Критически был настроен, всей душой принял революцию, а в конце жизни признавался, что так или иначе, долго служил делу разрушения, если не социального строя, то разрушению мещанского идеала. «Жизнь русского обывателя, его семья, дела, жизнь исключительно плотская, ради своего тела, претила мне. Я протестовал, я писал против этой жизни». А теперь найдите три отличия от современного общества потребления, не в пример веку XX, технически развитому. 

Владимир Машков, выступивший не только в главной роли, но и в качестве режиссера, выстраивает спектакль по школе психологического театра. Направление, призванное в том числе в ясности и простоте своей раскрывать правду жизни, ее драматизм, дать глубину характеров, достаточно сложное, но именно его языком он говорит со зрителем сегодня о важном - разрыве поколений, причинах непонимания и есть ли точка возврата детей из благополучия и сытости  в в жизнь родителей?  

В доме Ванюшина драма развивается стремительно: действия одних, наступают на поступки других, провоцируя немедленную реакцию третьих. Скорость и ритм — как фирменный знак режиссуры Машкова — главные, но не отменяющие погружения в характеры, их проработку.

В значительной степени премьерная постановка стала серьезной школой и проверкой для молодой части труппы ТОТа. Условия, в которые поставлены актеры - экстремальные, не всем ещё под силу. Конечно, стержень спектакля и большинства мизансцен сам Машков, который не позволяет пошатнуть или разрушить конструкцию. Более того «Наследники» показывают как выросли за эти годы его воспитанники — в первую очередь Владислав Миллер (Алексей), Артур Касимов (Константин), Анастасия Тимушкова (Инна). Что говорить про актеров давно работающих в театре, таких как Яна Сексте (Клавдия), Алексей Усольцев (муж Клавдии), Виталий Егоров (доктор Штерн).

Сам Найденов через шесть лет после выхода пьесы изменил четвертый акт и финал: самоубийство главы семейства он заменил на роль приживалы в собственном доме. Старший сын Константин переселяет отца на второй этаж. Автор инсценировки Олег Антонов оказался гуманнее и, оставил Александра Егоровича в живых, придав финальной сцене фарсовый характер, дав семейству шанс на перемены. И люстра засияла. И музыка заиграла.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...

На ярмарке помимо торга всегда было место развлечениям. В балаганах выступали артисты, необычные  женщины с усами, безрукие гимнасты, кто угодно, лишь бы привлечь и удивить публику. Сохранившиеся
подробнее...

На днях исполнилось бы 95 Олегу Борисову. А что ТВ? Оно сделало свое дело — правда, лишь на одном отдельно взятом канале под названием «Культура». Вот фильм о нем, вот «На войне как на войне»,
подробнее...

Раньше, если я попадал на это умопомрачительное шоу, не мог и пяти минут выдержать. Моя тонкая душевная организация дико протестовала, просто кричала: «Саша, не смотри такое!» Ну да, мне казалось, что
подробнее...

Называть «Бумеры и Зумеры» даже мелкокалиберным альбомом - значит немного преувеличивать. Это скорее мэшап звезд разных эпох, джем под драм-машину - в общем, рисунок, который не претендует на звание
подробнее...

В просторном зале «Яблоко» в галерее искусств Российской Академии художеств ощущается небольшое волнение — гости церемонии, радуясь встрече, обнимаются, жмут друг другу руки. Лишних или случайных
подробнее...

— Как возникла история, уходящая в советское детство?— Она всегда была со мной. Я считаю, что советское детство, особенно мое, которое пришлось на 1970-е, — лучшее время в СССР. Людей, которые его
подробнее...

К своей 102-летней истории в Вахтанговском театре относятся трепетно, берегут ее, а потому активно пополняют свою собственную театральную библиотеку новыми изданиями. Одной из таких книг стала новинка
подробнее...

Малоизвестным и даже талантливым новичкам всегда было трудно пробиваться, а сейчас таких площадок и вовсе почти не сыскать даже днем с огнем. Но пока идеолог фестиваля инди-музыки Александр Кушнир
подробнее...

Куинси Джонс хорошо знает, что такое работа до седьмого пота в условиях расовой сегрегации, но своими впечатляющими успехами во многом обязан еще и тем, что вытащил несколько счастливых билетов. У
подробнее...

Наталье Назаровой понадобилось 12 лет, чтобы воплотить свой сценарий. История получилась отчасти сказочная — о девушке со сложным диагнозом, которая встретила красавца боцмана, и это перевернуло их
подробнее...

В 1975 году группа «Скоморохи» во главе с Александром Градским приехала на гастроли в Саратов и дала концерт в ледовом дворце «Кристалл». На тот концерт пришел и я, тогда студент консерватории. После
подробнее...

Конкурс проводится по инициативе выдающегося хореографа, президента Академии танца Бориса Эйфмана. Борис Яковлевич родился в городе Рубцовске Алтайского края в послевоенном 1946 году, в семье, не
подробнее...

Российская академия художеств получила в дар необычный бюст — Владимира Путина, автором работы является австрийский скульптор Александр Лаабмайр, который сделал портрет президента России исходя из
подробнее...