Россия вошла в топ-5 стран мира по уровню реальной ставки (номинальное значение ключевой ставки, скорректированное на уровень инфляции). Эксперты опасаются, что это практически ставит на паузу, а в некоторых случаях и под вопрос развитие перерабатывающей промышленности и секторов высокого передела в стране.
Банк России последовательно ужесточает денежно-кредитную политику, ключевая ставка уже приблизилась к среднему уровню рентабельности отечественной промышленности, отмечает руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников.
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ
В аутсайдерах — десятки секторов переработки, включая представителей железнодорожного, судо- и авиастроения, строительства и других. Недалеко от них находятся и производство металлоизделий, производители машин и оборудования, а также автотранспорта.
Сальников считает, что текущий уровень ставки становится дестимулятором инвестиций. В нынешней ситуации, когда безрисковые инструменты имеют гарантированную доходность на уровне 19 процентов, инвестиции в реальное производство уходят на второй план.
Это подтверждается текущей статистикой: по данным ЦБ РФ, объем средств организаций на рублевых депозитах по итогам июля 2024 года вырос на 34 процента, что стало рекордным результатом за последние 12 лет. Цифры подтверждают и тренд, о котором предупреждали эксперты Столыпинского клуба: бизнес оценил риски и на фоне высоких кредитных ставок существенную часть средств направляет в гарантированные и беспроблемные депозиты.
Фото: Александр Чиженок / Коммерсантъ
Рост ключевой ставки ведет к постепенному расширению спектра гражданских отраслей, где рентабельность бизнеса ниже стоимости безрискового «держания денег» (доходности по ОФЗ), что делает бессмысленными частные инвестиции в них. В этом отношении к машиностроению (особенно транспортному) и деревообработке добавилась легкая промышленность, а в зоне риска находятся пищевая отрасль и металлургия, считает руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов, заместитель генерального директора ЦМАКП Дмитрий Белоусов.
При текущей стоимости заимствований и долговой нагрузке в российской экономике в среднем каждый четвертый рубль прибыли предприятий обрабатывающей промышленности (без нефтепереработки) уходит на процентные платежи, посчитал Сальников.
Фото: Варвара Гертье / РИА Новости
Если смотреть на металлургов, показателен пример российского РУСАЛа. Компания сумела провести за 20 лет масштабную экспансию на мировых рынках, став крупнейшим за пределами Китая производителем алюминия, наладила поставки ресурсов со своих зарубежных активов и их переработку в продукцию с добавленной стоимостью в России и запланировала колоссальную инвестиционную программу по ее развитию на территории страны.
Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ, отмечал, что объем инвестиций РУСАЛа в стратегические для страны инвестиционные проекты модернизации заводов и обеспечение сырьевого суверенитета алюминиевой отрасли России — строительство глиноземного завода в Ленинградской области, оцениваются более чем в 980 миллиардов рублей. Ограничения международного финансирования и рост ставки внутри РФ ставят эту программу под вопрос.
России в условиях потери традиционных рынков, изменения структуры внешнеэкономических связей, сложностей с расчетами и логистикой, как воздух, необходим инвестиционный рост. О необходимости увеличения объема инвестиций в ключевых отраслях России на 70 процентов к 2030 году говорил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию в феврале 2024-го. На доступность ресурсов для национальных программ и для бизнеса обращал внимание промышленник Олег Дерипаска, выступая на Финансовом конгрессе Банка России в одной сессии с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной.
Согласно оценкам Банка России, темпы роста корпоративного кредитования в августе оставались высокими, однако регулятор поясняет, что прирост обеспечили рублевые кредиты, в основном направленные на пополнение оборотных средств, «что, вероятно, связано с увеличением операционных затрат, в том числе на логистику и заработные платы» (еще две важные проблемы российского бизнеса).
При этом можно предположить, что в первую очередь по текущим ставкам кредитуются предприятия, которые получают финансирование или субсидирование ставок из федерального бюджета: высокая динамика инвестиций, «вероятно, в значительной мере связана с производством военной продукции», заключает Дмитрий Белоусов из ЦМАКП. В таком случае даже дальнейшее повышение ключевой ставки ЦБ не сильно повлияет на статистику, поскольку разницу продолжит покрывать государство, а значит, налогоплательщики.
Фото: Александр Манзюк / Коммерсантъ
Высокая стоимость инвестиций будет негативно сказываться на уровне предложения в экономике в будущем, что на фоне высокого спроса будет создавать условия для повышения цен. «Продолжающийся рост ключевой ставки в РФ, когда центробанки многих других стран переходят к их снижению, ставит наш бизнес в менее конкурентные условия на мировом рынке», — отмечает директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов Михаил Ершов.
В конце сентября Народный банк Китая, крупнейшего торгового партера России, объявил о целом ряде масштабных мер по стимулированию экономического роста в стране, включая снижение ставки по кредитам. «Пекин совместно с регулятором всерьез обеспокоен замедлением темпов экономического роста. И играя на опережение, сегодня они создают новые возможности для собственной экономики, опираясь на строительный сектор и передовые технологические отрасли», — отметил в своем канале Олег Дерипаска.