Срочные новости раздела
Комедия про Блаватскую: неординарная героиня потребовала неординарного подхода

Комедия про Блаватскую: неординарная героиня потребовала неординарного подхода

В фойе театра огромный плакат с древом рода Блаватской (чтобы зрителям было понятнее, кто есть кто на сцене). Внизу подпись: «Несколько ветвей генеалогического древа религиозного философа, оккультиста, спиритуалиста и путешественницы». Последний вид деятельности на фоне всех других звучит неожиданно и даже скромно.

В буфете две дамы рассуждают:

— Непонятная, несчастная и никем не понятая женщина!

— Думаешь? А может, просто решила прославиться?

С этим вопросом и следуем в зал, тем более третий звонок зовет. Мимоходом замечаем  ожидаемую, но неожиданную гостью премьеры Ольгу Остроумову, которая пришла поддержать сына-драматурга. Успеваем подхватить программку, дизайн которой бросается в глаза. Картинка буквально говорит своему зрителю: «О!О!О!О!О! БЛЯМЦ! БЛЯМЦ! БЛЯМЦ». Неординарная героиня требует неординарного подхода. Впрочем, об этом чуть позже. 

Поприветствовать зрителей вышел сам худрук театра и режиссер «Веселой женщины» Михаил Левитин, который представил публике актерский состав и героев, которых вывели на сцен, все же пьеса новая, ее автор — Михаил Левитин-младший. А потому, понимая возможные вопросы, сразу расставляют все точки над i. Прокомментировали и дизайн афиши и программок. В конце августа «Эрмитаж» попрощался со своим художником Евгением Добровинским. Шесть вариантов плаката для грядущей премьеры он успел набросать буквально за два часа до того, как творца настиг обширный инфаркт.

Я воспринял это как хороший знак, возможно, как-то связанный с Блаватской, — комментирует Левитин, содержание оптимистичное, но звучит горько. — Это счастье, что он остался жив в его плакатах и в любви к друзьям. А затем худрук наказал: «Судите строго!» И началось действие.

Первая сцена уже хорошо знакома, ее демонстрировали еще на сборе труппы перед началом сезона в середине августа. В ней как камео участвует сам автор пьесы Михаил Левитин-младший и некая дама (Екатерина Тенета, ее же мы увидим и в роли Блаватской) с собачкой по кличке Изя Левит-царевич, с которой Левитин знакомится во время выгула своего пса. По случайному совпадению она оказывается фанаткой Блаватской, даже ездила по местам Блаватской в Индию, где во время медитации услышала странный звук «блямц». Оказалось, что так медитирующие вместе с ней приземлялись после… левитации. Левитировать пришлось и зрительному залу. И блямцнуть тоже. История с дамой, кстати, тоже взята из жизни. На сборе труппы говорилось о намерениях пригласить ту самую женщину, которая случайно стала прототипом фанатки Блаватской, воплощенной на сцене. И действительно, она посетила прогон спектакля и пришла от постановки в восторг.

Маленькая сценка с собаками поднимает важные вопросы:

— Я написал пьесу о Блаватской.

— Про нее можно столько трагедий написать…

— Но у меня комедия!

— Комедия??! ПРО БЛАВАТСКУЮ?!?!?! — почти на крик срывается дама с Изей Левитом в руках.

Вопрос более чем резонный. Фигура оккультистки хоть и спорная, но по-человечески — печальная. Женского и материнского счастья Блаватская, по большому счету, так и не узнала несмотря на то, что замужем была не раз, единственный сын умер (и то, это, возможно, легенда, так как по официальным сведениям детей у нее не было). Вывести на сцену даму, которая прославилась тем, что создала теософское общество, якобы общалась с мертвыми, левитировала, — смелый поступок. Особенно на фоне нарастающего прямо сейчас театрального тренда на показ на сцене великих ученых. На фоне, например, Ландау и Курчатова, которым посвятят постановки в Ваханговском и на Бронной соответственно, личность Блаватской сильно контрастирует. Так что поступок дерзкий и отважный.

Зрителю представляют тифлисский период жизни Блаватской, который здесь сопровождают декорации Гарри Гуммеля, выполненные в восточном стиле и действительно напоминают грузинский дворик. Особенно резной балкончик.

Комедия на грани фарса — чего стоит одна бабушка Блаватской (Дарья Белоусова), на скорости рассекающая по сцене в инвалидном кресле. Есть и зрелищные элементы — потрясающие зажигательные кавказские танцы имама Шамиля (Хетаг Гасиев). А как лихо выскакивает из гигантской пушки юная циркачка Блаватская (Мария Глянц)!

Но все же один из ракурсов, с которого предлагают взглянуть на эту историю, — это с позиции ребенка, Сергея Юльевича Витте (Алексей Сошин), которого на сцене Блаватская называет исключительно премьер-министром. А если постановка действительно воплощает детский взгляд на жизнь этой удивительной женщины, то это многое объясняет. 

На все вопросы, с которыми заходили в зал, однозначных ответов не нашлось. Да и нужно ли? Как сказал сам Левитин: «Спектакль не о человеке, все же театр не «Жизнь замечательных людей». Мы ищем своих героев. И тут дело не в самой Блаватской, а в существовании таких людей, как Блаватская…»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...