Срочные новости раздела
300-й спектакль «Матренин двор» показали в Вахтанговском

300-й спектакль «Матренин двор» показали в Вахтанговском

На сцене в полумраке по черпаниям угадывается декорация: горница, уголок для умывания, сундук, шкаф, что-то отдаленно напоминающее прихожую — интерьер избы Матрены. Появляется Игнатич (Александр Михайлов) и глядя в глаза зрителям первых рядов начинает свой рассказ о том, как вернулся из тюрьмы, как приехал в деревушку, где разместился у Матрены (Елена Михайлова), «одинокой женщины лет шестидесяти». Дальше — история, знакомая нам со школьной скамьи. Но раз это был трехсотый по счету спектакль, раз постановка живет уже 16 лет и все еще пользуется зрительской любовью, есть в ней что-то особенное! 

Не каждый спектакль доживает до сотого показа, — говорит директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, — Это магическая цифра! Когда мы выходим на сто и дальше, то  значит супер успешная история. А мы пришли к цифре 300! Это рекорд, достойный самых высоких театральных результатов!

А все начиналось чуть ли не с разговоров на кухне. Идея постановки пришла самим исполнителям ролей, супругам Александру и Елене Михайловым, а если быть точнее, то Александру, исполнителю роли Игнатича. Еще в 2004 году он усадил супругу на кухне, вставил в приемник кассетку с аудиозаписью, на которой рассказ «Матренин двор» читает автор. Оба слушали, замерев: «Чувствую, что это можно поставит на двоих, будет твой бенефис», — сказал Александр супруге. Но от замысла до постановки нужно было пройти непростой путь. Идею одобрил режиссёр Владимир Иванов: «Это ваша тема! Будем делать!». И действительно, сделал, ему же принадлежит сценическая версия рассказа. Правда, на юбилейном показе спектакля присутствовать не смог — приболел. 

Предстояла непростая работа над спектаклем. Текст сильно повествовательный и сделать из него то, чего требует сцена — задачка не из простых. Об адаптации рассказа для сцены рассказала Наталия Солженицына: 

Владимир Иванов сумел раскадрировать на два голоса прозаический текст, в котором вообще почти нет диалогов и прямой речи.  Это крайне редкая удача! Из всех постановок по Солженицыну «Матренин двор» в Вахтанговском выделяется. 

Постановку делали в качестве подарка к 90-летнему юбилею самого Солженицына, но в то время писатель тяжело болел и не мог ни помочь в процессе постановки (к тому же много сил ушло на работу над сериалом «В круге первом»), на премьере тоже присутствовать не смог. Наталия Дмитриевна распорядилась, чтобы операторы записали постановку.: Солженицын видел спектакль в записи и лично одобрил работу вахтанговцев.

Но вернемся в «избу Матрены». Помимо достоинств, связанных с талантливой работой режиссера и актеров, стоит обратить внимание на то, как художник спектакля Максим Обрезков распорядился небольшим сценическим пространством и какую трансформацию декорации придумал. Текст Солженицына хорошо знаком, а потому складывается уверенность, что все и закончится в стенах Матрениной избы. Но даже те, кто знают, что горницу Матрене придется отвезти воспитаннице, не подозревают, что произойдет на сцене. Горница, вокруг которой происходит довольно много суеты и по сюжету рассказа, и в сценическом воплощении, легко превращается в погост, где обрела покой Матрена Васильевна. 

Не все зрители аплодировали в зале, но не потому что не хотели поблагодарить артистов, а потому, что доставали из сумок носовые платки и утирали слёзы. Поменяла что-то внутри каждого Матрена Васильевна. Вот пример - и героини, и самого автора, как в любых обстоятельствах оставаться человеком. «Праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша…»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...