Срочные новости раздела
В Российской академии художеств исследуют самые добрые сказки

В Российской академии художеств исследуют самые добрые сказки

Выставочный зал на открытии переполнен. Татьяну Шихиреву с долгожданной выставкой поздравляют ученики, друзья и коллеги из Московского союза художников и Российской академии художеств. Самая искренняя эмоция среди первых зрителей — неподдельный восторг. 

Говорят, что выставка — «просто сказочная». Действительно, на своих полотнах Татьяна Сергеевна выстроила собственный мир — и населила его фольклорными, историческими и сказочными (сказочно-добрыми!) персонажами. Работы как будто бы позволяют подглядеть за героями самых добрых сказок в окошко — и увидеть, как они выглядят в своей чудесной жизни.

Коллеги сравнивают панно Татьяны с многоактными спектаклями. Некоторые полотна художница объединяет в пестрые деталями триптихи и полиптихи — и в три или в четыре части укладывает сюжеты, составленные из запечатленных на панно действий. Сюжетом может стать как и жизнь средневековых артистов (полиптих «Балаганчик»), так и христианские сюжеты (полиптих «Праздники Христовы»).

Своих персонажей художница застает врасплох — на городских улицах, в окружении каменных замков, сельских церквей и деревенских избушек, посреди густых лесов и боярских палат. В центре внимания — мелкие и случайные радости: встречи, праздники, разговоры. Точеные фигурки персонажей Татьяна прорисовывает в технике горячего батика.

Граница между двумя мирами — тоже сказочная. Персонажи кочуют с полотен на резные рамы и воплощаются в реальном мире через фантастические деревянные скульптуры и сказочные атрибуты: изящные зеркальца и сундучки. Рамы, наравне с панно — произведения декоративного искусства. Почти все резные наличники делал художник Николай Конончук — супруг Татьяны Шихиревой. Его не стало в 2020 году.

Татьяна Сергеевна работала со своим мужем в творческом тандеме – его она называет своим главным советчиком и соавтором. На открытии выставки она рассказывает:

«Мы прожили вместе почти 50 лет. Он умер в тот год, когда у нас должна была быть золотая свадьба. Мне важно сказать, что если бы не он, то не было бы этого красочного периода, который вы видите здесь, в этом зале — не было бы этих резных храмов, этой динамичной пластики, которая тут присутствует. Он очень любил живопись. С утра до вечера работал: рисовал пейзажи, портреты и натюрморты. Однажды предложил мне помочь сделать рамку. Говорит: «Ну чего ты ищешь наличники, что-то было создано до тебя. Нарисуй эскиз, и я сделаю  раму, которая будет того размера, который тебе  нужен, и с орнаментом, который  нужен. Я сомневалась, что он действительно ее сделает — он не занимался никакой резьбой до этого, как он будет это делать? Но у него было такое большое желание — не только сделать творческую работу, но и мне помочь...»

Атмосфера сказки встречается с историей и сюжетами мировой культуры. Источники вдохновения — в русских сказках (птиц Сирин на картинах — не сосчитать!) и в эстетике допетровской и петровской истории. Татьяна Сергеевна говорит, что обращается к сюжетам и мотивам из мировой культуры и вычленяет из этой сокровищницы то, что сердцу ближе: будь то традиции площадного театра или исторический сюжет о Марине Мнишек. Например, множество образов героев и сюжетов заимствованы из итальянской комедии дель арте. Коломбине, бойкой и остроумной служанке, «отдают» целый зал, в котором размещают целую «модную коллекцию» — вариации ее костюма.

Среди неожиданных источников вдохновения — комедии испанского драматурга Лопе Де Веги. Он часто брал за основу своих пьес народные романсы и анализировал мировой исторический пласт — но при этом призывал актуализировать историю за счет сохранения психологических и социальных смыслов: «Внимай комедии: тебе она / Покажет все, чем ваша жизнь полна». 

Герои панно Татьяны Шихиревой — иногда грустные, иногда смешные — вполне соответствуют этому правилу, потому что в своих эмоциях и позах они узнаваемы. Несмотря на точность исторического костюма и богатую «базу» культурных отсылок, они хранят в себе мощнейший посыл добра и жизнеутверждающего позитива и не кажутся напыщенными или тягостными. Искусствоведы говорят, что такой простоте и легкой идеализации способствует «галантный стиль». Но может быть, это просто доброе сердце?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...