Срочные новости раздела
На Форуме объединенных культур обсудили нейросети и будущее человечества

На Форуме объединенных культур обсудили нейросети и будущее человечества

Патриарх Московского и Всея Руси выступал в Екатерининском дворце на Исаакиевской площади, 6. В ожидании патриарха, прохаживаясь по узким коридорам Законодательного собрания с ковровыми дорожками из глубокого советского периода, я обратила внимание на галерею почётных граждан Северной столицы. Было приятно видеть, что портреты эти подписаны скромно - фамилия, имя, отчество и год, когда человек признан почетным гражданином Санкт-Петербурга. А люди действительно сплошь уважаемые - президент Путин, писатель Даниил Гранин (их портреты висят рядом), актеры - Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, дирижёр Юрий Темирканов, политик Анатолий Собчак и многие другие. Под  каждым из портретов  - ФИО, и только на одном - просто «Адвокат Дик». Почему адвокат без имени, отчества  или таким было его  пожелание, выяснить не удалось, так как был дан  знак - вот-вот начнётся. Кстати, портрет Патриарха тоже украшает галерею и висит рядом с изображением Валентины Матвиенко. А может, она рядом с ним. 

Желающих послушать патриарха было много - большой зал Заксобрания заполнен. Здесь губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, министр культуры РФ Ольга Любимова с заместителями, Михаил Швыдкой, Михаил Гусман, гендиректор форума Владимир Кехман, Константин Эрнст, руководители театров, музеев, образовательных творческих учреждений, а также представители отечественных и мировых СМИ.

Надо сказать, что Святейший не заставил себя ждать - лекция началась практически без задержки - несколько минут не в счёт. Поприветствовав собравшихся, он перешёл к сути вопроса.

- Культура несёт в себе ценность и остаётся механизмом передачи ценностей, - начал патриарх, разумеется, не по бумажке. - Все, что ценности не имеет, прекращает быть  культурой. Ведь само слово "культура" имеет в основе корень «культ». Культура возникала вокруг культа. Культ первичен, и тема культа связанна с темой ценностей. Где нет ценностей, там нет культуры. 

В своём выступлении патриарх упомянул западных философов, а также апологетов марксистской философии, которые утверждали, что человек должен жить для следующих поколений, они не  ценили личность как таковую. «А твоя собственная жизнь для чего? Твоя ценность какая?» - задал вопрос патриарх - Религия даёт нам ответы, как жить, к чему стремиться и что делать».

Речь, продолжавшаяся не более 25 минут, была наполнена образами, цитатами из Священного писания, а также отечественных учёных, мыслителей и носила мировоззренческий характер, где были даны оценки нравственного состояния современного российского и западного общества, определены приоритеты. 

Раскультуривание, так называемая новая нормальность с падающей вниз цивилизацией, - все это, по словам патриарха,  люди во всем мире наблюдали на прошедшей Олимпиаде, чьи   транслировавшиеся на весь мир картинки  говорили о регрессе западной цивилизации». 

Обратил внимание патриарх и на происхождение нескольких важных слов, которые больше чем просто слова - например, «спасибо» («А  это - спаси Бог») и воскресение. «В дореволюционной России воскресение было первым днём недели, но безбожная власть сделала его последним. На самого деле первый, и должен начинаться с молитвы, с причастия. Первый день недели Богу надо посвящать». 

Серьезное внимание было уделено происходящим в мире процессам:  1) дегуманизации человечества -  этот тезис оратор подкрепил  цитатой из шекспировский  трагедии «Гамлет»: «Что значит человек / Когда его заветные желанья — еда да сон? / Животное - и всё». Словом,  живущий, как животное, в котором дух и нравственность побеждены полотью. 

2) О запретах - процитировал Юрия Лотмана, умевшего дискутировать и слушать. «Культура начинается с запретов, - говорил Лотман. - И особенно поразительно было слышать подобное  от человека, далёкого по взглядам  от религии. Скажи я такое, меня бы разнесли либералы. Но религиозные заповеди и запреты - это не путы. Они  от опыта человеческого, они  являются факторами, всегда  формировавшими  личность». 

3) Наконец, о глобализме, обозначенном в теме лекции патриарха, и это понятие станет одним из ключевых слов в панельных дискуссиях форума. «Христианство принадлежит всему миру, христианство всемирно, а значит, глобально. Но это другого рода глобализм. Это не  навязывание всему миру  установок - то, что сейчас происходит на всех уровнях: экономическом, политическом и культурном». Такой глобализм, по убеждению патриарха,  стремится стирать различие в народах, личностях и организован из единых центров, когда существуют культура клика и культура вседозволенности. В этих центрах формируется  повестка - экономическая, политическая, культурная в том числе. Глобализм для него - это ещё и столкновение культуры и антикультуры в индивидуальном и мировом масштабе. Наряду с культурой, которая ведёт вверх, существует антикультура, которая всегда антирелигиозна и ведёт человека вниз - отсюда и потребительская философия. «Пороки и грехи стали высокодоходным делом, которое имеет в своей основе  не только коммерческий интерес, но и большие политические возможности». 

Свою лекцию патриарх закончил цитатой из письма Павла Флоренского, которое он писал детям, находясь в лагере на Соловках. «Не делайте ничего безвкусного, не делайте кое-как. Не дозволяйте мыслить небрежно. Это залог свободы». Понимая ответственность, мы не имеем права небрежно жить и действовать. Мы должны остановить дегуманизацию человечества», - подчеркнул патриарх. 

Закончив речь, он ответил на вопросы об образовании, которое испытывает кризис. «Чтобы не было кризиса, надо понимать, какого человека надо воспитать. Должна быть общая модель, консенсус мировоззренческий». И, процитировав апостола Павла: «Все мне дозволено, но не все полезно», уточнил, что  для понимания, что есть  польза, надо бы  определиться с  целеполаганием. «Мы не должны исключать научно-технологических достижений, и замыкаться  на себе  не надо, но первородства своего ни в коем случае не терять. У нас должен быть свой путь». 

О роли искусственного интеллекта ещё много и долго будут говорить на форуме, но первым на эту тему, поднятую Романом Кармановым, возглавляющим президентский Фонд культурных инициатив,  высказался патриарх, и весьма конкретно: «Господь дал человеку разум, но он  дал ему и волю, чего лишён ИИ. Но если ИИ сможет воспроизводить другие ИИ, человечеству настанет конец. Поэтому нельзя  допускать,  чтобы ИИ вышел из подчинения человека». Вывод из этой ситуации, по мнению патриарха, один: человек должен стать нравственно и духовно лучше. Если не станет, проиграет. А если человек хочет быть ещё и счастливым, он должен быть религиозным. «Развитие человечества может быть жизнеспособным при условии одновременного возрастания веры и нравственного чувства. Если ослабевать, мы приблизимся к Апокалипсу». 

Патриарх проиллюстрировал мысль о том, что «все в руках Божьих».  Во времена холодной войны, будучи ещё иеромонахом, он оказался в горячей точке -  в Индокитае, где вовсю полыхало. И, как представителю одного благотворительного фонда, ему нужно было попасть  Северный и Южный Вьетнам, передать помощь, а в джунглях в то время оказаться было очень опасно. Тогда в Лаосе молодой иеромонах пошёл в советское посольство, представился послу Волгину, который больше был похож на военного, а не на дипломата. «Ты чего сюда приперся?» - совсем недипломатично спросил его посол. «Нужна гарантия, чтобы по нам не пульнули свои же», - ответил тот. На что посол объяснил, какую сложную комбинацию должен построить: звонки в Москву, получение разрешения, согласования с верхами на получение разрешения и передачи «добро» в Ханой   и так далее… Короче, долететь, чтобы не пальнули свои же, было нереально. И, тем не менее,  он долетел и тогда понял, что «рука Божья» не миф, не сказка. «Если человек не чувствует эту руку, он слаб и недостоин силы Божьей. Это самый главный урок, который я вынес. Присутствие Бога в своей личной жизни - самое сильное тому доказательство. Если нужна крепкая вера, надо почувствовать присутствие Бога в своей жизни. «Вера в Бога - единственный выход», - заключил под аплодисменты патриарх. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...