Срочные новости раздела
Эхо фестиваля Сергея Безрукова зазвучало над Волгой

Эхо фестиваля Сергея Безрукова зазвучало над Волгой

В Нижнем Новгороде невероятной красоты закаты: небо над Волгой все как будто залито малиновым соком, в который постепенно кто-то коварно подливает и подливает синих чернил. И так до тех пор, пока небо не станет черным и не сольется с чернотой волжской воды.

Но это все лирика. У Большого детского фестиваля с утра деловой настрой: в местном ТЮЗе развернулась режиссерская лаборатория, на которой три молодых режиссера показали эскизы спектаклей. Эскизы, надо понимать, не просто там отрывочки, а  мини-спектакли на час, которые рассчитывают получить шанс воплотиться в полноценные сценические произведения и встать в афишу театра. 

Эскизы играют на малой и большой сценах Нижегородского ТЮЗа и непременно со зрителями (в данном случае – аудитория возраста 8+), потом с ними же еще и обсуждают увиденное. И  по активности  школяров становится понятно: попали режиссеры или промахнулись. Впрочем, последний глагол, здесь явно неуместен, и реакции юного зрителя только подтверждают степень успеха или интереса. 

Первый лабораторный опыт, показанный Константином Соя, имеет интригующее название: «Обнимательная машина». Драматург Рита Кадацкая сочинила свою историю на основе другой, вполне реальной и весьма необычной, случившейся с известным американским ученым, зоологом Мэри Тэмпл Грандин. Сегодня ее имя известно во всем мире. Это она изобрела «обнимательную» машину для аутистов. Она сама страдала с детства этим заболеванием, однако оно не только не помешало ей сделать успешную карьеру, но и смогло помочь обычным людям лучше понять тех, кто отличается от них. Мэри Темпл не терпела объятий людей, одновременно нуждаясь в них, поэтому придумала и собрала специальный аппарат, который создает эффект объятий, исключая присутствие рядом людей. Оказалось, что такие машины помогали легче переносить нервозность аутистам, социопатам и  успешно использовались в животноводстве, на фермах крупного рогатого скота.

Русский вариант этой истории исключил всяческий медицинский диагноз у героини. Есть вполне здоровая девочка Поля – типичное дитя нашего времени: вместо кукол у нее гаджеты, в которых она делает свои прикольные сториз. Родители ее отправляют в деревню к дальней родственнице отца, чтобы Поля развивала свою личность, а та вместо работы над собой обосновалась в коровнике, поскольку только там нашла существо, с которой не проявлялась ее немотивированная агрессия – корову Лушу. Только в компании парнокопытного, используя обнимательную машину, городская девочка мягчала, становилась  собой,  и они обе улетали в мир, далекий от реальности. Со всеми остальными модель поведения Поли носила агрессивный или деловой  характер, причиной которой – к гадалке не ходи – было одиночество в супертехнологичном и визуализированном мире. 

Строя свой эскиз, Константин Соя сознательно использовал язык общения современных детей – гаджеты и видео, в чем ему умело помогла режиссер по мультимедиа Вика Бессмертная. Поля общалась с мамой и папой посредством видео, так же как и они – с ней. Когда девочке нечего делать, она зависает в айфоне, который тут же транслирует на экране видео игру с гусями и утками. Мультимедиа в эскизе усугубляется терминологией психоанализа, что местами и забавно. Хотя на протяжении часа меня не оставляла мысль: 9-летние дети вряд ли так продвинуты по части психологии и построения бизнеса – вредная девчонка  деловито пыталась приторговывать возможностями обнимательной машины. С фантазиями автора режиссер поработал слабо, но к плюсам показанного эскиза  можно отнести  хорошее чувство ритма, умение  работать с актерами – роли получились довольно-таки колоритные и запоминались: что главные, что второго или третьего плана. Особенно хороша была корова Луша – стройная, на высоченных шпильках и в длинном черном платье, отделанном элегантными воротником и манжетами из капрона. 

Что удивительно, но на обсуждении младшие школьники проявили интерес совсем не к теме  личностного роста, видео и гаджетам, а также идее, как из всего извлекать материальную выгоду. Они выстроились в очередь на тестирование обнимательной машины, представленной на сцене в виде обычного ящика, встав на который, можно  было действительно обняться с Лушей, прижимаясь к стройной и обаятельной скотине. 

Тягу детей к живому, а не цифровому, искусственному, без которого ни они, ни их родители больше не мыслят своего существования, предательски показал эскиз актрисы питерского театра «Мастерская» Дарьи Завьяловой – «Сказки на коре» по произведению Нины Дашевской («Квартетные сказки»). Даша ни на секунду не допустила цифровизации театра: «Сказки» ее от начала до конца оказались рукотворными. Вначале девочка Женя, которая учится в музыкальной школе играть на скрипке, переезжает с родителями в другой город, где все хорошо, но… ни как дома. Проблемы с коммуникацией в музыкалке приводят к тому, что ее единственным другом становится ореховое дерево. Звучит диковато: дерево, и на тебе – друг (вариант – если друг оказался деревом?), но в работе у Завьяловой это выглядит так естественно, будто друзья подобного рода у нас – обычное дело. Возможно, потому, что  орех этот – не декорация какая-нибудь или его видеоизображение, а солидного вида господин, похожий на кого угодно (музыкант, доктор, учитель), но не на представителя флоры. Сидит себе вальяжный такой, в костюмной двойке, на парковой скамеечке и слушает душевные излияния девочки в красном берете. Видимо, больше некому ей о своих детских переживаниях поведать. 

И вот они уже оба сочиняют увлекательную сказку про карликового слона (обаятельная актриса, и тоже в красном берете), учившегося играть на скрипке, но сбежавшего в лес, где, пройдя ряд приключений, обрел друзей – носорога, зайца и дракона. И вместе они составили квартет, исполняющий сочинение  гения итальянской киномузыки Нино Рота. 

Эту историю рассказали с  легкостью, фантазией, но при этом просто, и простота эта была сродни… ну разве что  воздуху. Яркий театральный воздух с хорошим вкусом оформила Анастасия Козьменко. И самое главное – в эскизе не наблюдалось никакой массовки, каждый из шести артистов сыграл полновесную роль. 

Простой и пронзительный спектакль спровоцировал детей на откровенный разговор. Их не надо было просить высказываться: они рвали друг у друга микрофон, чтобы эмоционально, порой со слезами в голосе, рассказать о том, кто на самом деле помогает им справиться с проблемами, кто утешает, когда больно и грустно. Удивительно – ни один не вспомнил родителей или даже дальних родственников: их лучше всех понимали и понимают кошки, собачки... Вот оно, неосознанное ещё детское одиночество. И за обозначенную сказкой проблему – авторам двойной респект. 

Третий эскиз – единственный – вывели на большую сцену, и он был сделан по старинной сказке «Черная курица» Антония Погорельского (Алексей Перовский), который чуть ли не двести лет назад тоже, можно сказать, затронул тему детского одиночества. У мальчика Алеши в пансионе другом была не корова, а всего лишь курица Чернушка, оказавшаяся ни много ни мало придворным министром. В работе Екатерины Шиховой были интересные находки (скажем, построение мизансцены в духе балета «Лебединое озеро»), но которые, увы, не сложились в целостную заявку,  носили скорее характер случайного озарения.

Как бы там ни было, но такая лабораторная работа, показавшая трех разных режиссеров, три разных подхода к драматургическому и литературному материалу, крайне полезны для труппы театра. К тому же они стали увертюрой фестиваля творческого поиска – ярких спектаклей, талантливых людей.

И вот итог лаборатории БДФ: победителем становится  эскиз «Сказки на коре», который вскоре превратится в премьерный спектакль  Нижегородского ТЮЗа. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...