Какие финансовые инструменты нужны для реализации инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке в условиях высокой ставки и волатильности? Как банки и национальные институты развития могут повысить эффективность таких проектов на длинном горизонте? Эти и другие вопросы обсуждались на сессии «Как инвестировать в условиях дорогих денег?», которая состоялась на IX Восточном экономическом форуме. Модерировал дискуссию первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.
Как отметил Александр Ведяхин, в 2021 году президент РФ Владимир Путин поручил разработать мастер-планы по 25 городам Дальнего Востока, которые создали бы экономические условия для развития регионов. Такие мастер-планы были презентованы на ВЭФ в прошлом году, на их реализацию необходимо более четырех триллионов рублей, в том числе 2,2 триллиона внебюджетного финансирования.
Сейчас ключевая ставка ЦБ составляет 18 процентов и может еще вырасти. Голосование среди аудитории в зале показало, что 50 процентов прогнозируют ключевую ставку ЦБ в диапазоне 14 -18 процентов на конец 2025 года, а 33 процента считают, что она будет выше 18 процентов. Соответственно, решающее значение приобретает вопрос о том, как найти источники финансирования и какие механизмы при этом задействовать.
Как подчеркнул министр России по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, мастер-планы — это не просто градостроительный документ, а гибрид плана развития города и бизнес-плана. Это план трансформации экономики, ее диверсификации, создания новых предприятий и рабочих мест с высокой зарплатой и интересной работой. По итогам первого года из семи лет реализации программы финансированием обеспечено 27 процентов ее мероприятий. Уже в этом году будут сданы первые объекты, в том числе на Дальнем Востоке. Но нужно четко понимать, что мастер-планы могут быть реализованы только в близкой связке государства, финансовых институтов и инвесторов и с оптимальным задействованием всех возможных финансовых механизмов. Ряд проектов, предусмотренных мастер-планами, уже реализуется по программе Дальневосточная концессия.
По мнению первого заместителя министра экономического развития России Ильи Торосова, привлекать финансирование в инвестиционные проекты сегодня помогают прежде всего пять основных механизмов. Это Фабрика проектного финансирования, Фонд национального благосостояния, концессии государственно-частного партнерства и концессии, таксономия технологического суверенитета и отраслевые меры поддержки профильных министерств. В министерстве рассчитывают, что рекорды по инвестициям в основной капитал будут сохраняться и даже рост ключевой ставки сильно не повлияет на инвестирование в долгосрочной перспективе.
Александр Ведяхин добавил, что Сбер готов предоставлять предприятиям, которые войдут в программу технологического суверенитета, скидки к процентной ставке по кредитам.
Заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов акцентировал внимание на том, что Дальний Восток, как отметил президент РФ, — это приоритет для России на весь XXI век. Но здесь инвесторов нужно дополнительно мотивировать в силу особенностей логистики и климата. И основной фокус льготных механизмов должен быть направлен на улучшение качества жизни людей на этой территории. Также важно привлекать международных инвесторов, причем тут уже приходится конкурировать с теми условиями, что есть на международных рынках.
Председатель правления Банка ДОМ.РФ Артем Федорко описал возможности такого инструмента, как инфраструктурные облигации. Этот инструмент был разработан в рамках реализации программы «Инфраструктурное меню» — его оператором является ДОМ.РФ. Развитие инфраструктуры Дальнего Востока для ДОМ.РФ является приоритетным направлением. На текущий момент портфель проектов на ДФО в рамках механизма инфраструктурных облигаций достиг почти 50 миллиардов рублей — это около 30 процентов общего объема в размере 175 миллиардов рублей. Облигации могут эффективно использоваться при реализации масштабных проектов, где важно участие государства и бизнеса. Спикер добавил, что в России сформировался большой объем инвестиционных ресурсов, которые можно направлять в экономически прибыльные проекты развития инфраструктуры. При этом многие из имеющихся инвестиционных проектов масштабны и имеют длительные сроки, поэтому механизмы, которые позволят снять с инвесторов часть рисков и удешевить финансирование, очень востребованы.
Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отметил, что сегодня целый ряд механизмов льготного финансирования уравновешивает высокую ключевую ставку ЦБ и снижает затраты для инвестора. Это преференциальные режимы (снижают налоги), мастер-планы городов (включают в том числе создание условий для развития бизнеса), концессии (снижают объем заимствований), развитие Северного морского пути (продукцию можно вывозить круглый год, а не только в короткое навигационное окно). Он также рассказал о выпуске народных облигаций под конкретные объекты мастер-плана, которые смогут приобретать неквалифицированные инвесторы, и цифровых финансовых активов (ЦФА) в рамках геологоразведки.
Александр Ведяхин подтвердил готовность принятие участие в выпуске таких ЦФА на платформе цифровых финансовых активов Сбера.
Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Никита Стасишин заострил внимание на том, что в осеннюю сессию необходимо закрепить понятие мастер-плана в градостроительном кодексе, чтобы при смене региональных властей мастер-планы не менялись и продолжали реализовываться. По его мнению, приоритизация должна заключаться в том, чтобы приоритетно вкладываться в оптимизацию коммунальной и улично-дорожной сети. Необходимо осторожно подходить к регулированию девелопмента, особенно в условиях высоких ставок.
Россия в состоянии найти инвестиции внутри страны, она обладает собственными инвестиционными возможностями и никакой обреченности в понятии «дорогие деньги» (при вовлеченности ЦБ России в решение экономических задач) видеть не нужно, считает заместитель председателя Государственной Думы Александр Бабаков.
Нужно достичь финансово-экономического суверенитета. Россия должна строить перспективу на ближайшее и далекое будущее, и здесь необходим комплексный взгляд на развитие страны, которая не должна рассматриваться как корпорация по освоению и продаже природных ресурсов. Необходимо развивать бюджетное кредитование регионов и не рассматривать привлечение средств зарубежных инвесторов в качестве единственно возможного способа финансирования. Целью государственного инвестирования является не задача вернуть средства в бюджет, а улучшение качества жизни российского населения.
«Благодарю всех за этот разговор. Из нашей дискуссии я сделал для себя пять основных выводов. Первое — сохранить и где необходимо продлить действующие программы и меры поддержки. Это и инфраструктурные бюджетные кредиты, льготные программы ВЭБ.РФ, Минвостокразвития и так далее, а также расширить их за счет привлечения банковского финансирования. Второе — правильно приоритизировать проекты внутри мастер-планов, в первую очередь завершить начатое строительство, поддержать окупаемые проекты, которые будут создавать дополнительный доход для регионов и позволят создавать социальные объекты для населения и инфраструктуру, чтобы дальше такая положительная инвестиционная спираль развивалась. Третье — дать субъектам РФ больше возможности привлекать рыночные заимствования под контролем федерального центра, использовать формы долгосрочных облигаций, народных облигаций, это может быть в форме цифровых финансовых активов с вовлечением банков, бизнеса, пенсионных фондов и населения. Четвертое — присваивать кредитам специальный статус и применять пониженные коэффициенты риска в соответствии с нормативами ЦБ, использовать иные аналогичные механизмы в целях снижения банками ставок по кредитам, это в рамках таксономии. И пятое — использовать передовой технологический опыт подрядчиков из дружественных стран», — подвел итоги дискуссии Александр Ведяхин.