Срочные новости раздела
Сказка оттепели: «Спокойной ночи, малыши!» отмечает 60-летие

Сказка оттепели: «Спокойной ночи, малыши!» отмечает 60-летие

Фокстрот хрущевской оттепели

«Передачу задумали в 1962 году, на последнем дыхании хрущевской оттепели. До этого считалось, что цикловая детская телепередача не нужна. Есть мультики, и их достаточно. Но когда в ГДР стартовал кукольный мультсериал «Песочный человек», а потом детскую передачу запустили и в Чехословакии, у тех, кто хотел реализовать подобный проект в Советском Союзе, появились дополнительные козыри. Мол, у них есть, а у нас до сих пор нет. В итоге разрешение было получено.

Сначала решили работать с Буратино и зайчиком Тёпой, персонажами программы «Умелые ручки». Наверное, этим бы все и ограничилось, но у будущей программы сложилась сильная редакторская команда. Они решили, что передаче нужно новое название, и первым вариантом было «В гостях у волшебного человечка Тик-Так». Однако в стадии написания сценариев, а работа шла около года, появилась финальная фраза: «Спокойной ночи, мальчики и девочки, спокойной ночи, малыши». В итоге в чуть сокращенном виде ее и решили сделать названием. Первые несколько программ записали с Буратино, Тёпой и поросенком, но не Хрюшей, а ведущими программы стали Нина Кондратова, Владимир Ухин и Валентина Леонтьева.

Музыку для уже легендарной заставки попросили написать Аркадия Островского, автором текста стала Зоя Петрова. Когда уже готовые выпуски принесли на телевидение, в музыкальной редакции сказали: «Музыка неплохая, но это фокстрот, и мы не можем такое выпустить в эфир». До эфира оставалось пять месяцев. Достаточно, чтобы переделать музыку, но Островский сказал: будет или так, или никак. И в итоге все эти годы звучит та самая песенка «Спят усталые игрушки», в бою за которую Островский победил».

«Бабушки и дедушки, на баррикады!»

«Над программой все время висела угроза запрета. Хрущева сняли с должности через несколько месяцев после выхода первых выпусков. Когда одну из передач завершили мультфильмом «Лягушка-путешественница», кому-то показалось, что это намек на опального генсека, и программу чуть не сняли с эфира. Подобных ситуаций было немало, и поводы все время оказывались очень смешными.

В последний раз смеялись в 1999 году, когда премьер-министром стал Сергей Степашин. Тогда очень рекомендовали убрать из эфира Степашку, чтобы не было неуместных сравнений с чиновником. Чудом удалось отстоять. При Горбачеве в конце программы иногда показывали мультик про мишку, который много обещал, но ничего не делал. Возникла прямая ассоциация с Горбачевым и его политикой. Передачу на три дня убрали из эфира, но когда возмущенные зрители оборвали все телефоны, вернули обратно.

В девяностых передача оказалась в подвешенном состоянии. Права на куклы остались на Центральном телевидении, ставшем Первым каналом. А частота, на которой выходила программа, перешла каналу РТР. Было совершенно непонятно, как разрешить эту ситуацию, но на помощь пришел Эдуард Успенский, работавший тогда над сценариями «Спокойной ночи, малыши!». Он собрал в Центральном доме работников искусств пресс-конференцию, обрисовал сложившуюся обстановку, предположил, что дети не лягут спать, не посмотрев программу, то есть испортят жизнь взрослым, и завершил свою речь фразой: «Бабушки и дедушки, на баррикады!». Видимо, это кого-то не на шутку напугало, и через пару дней передача вернулась в эфир».

Кукольная жизнь

«Одну куклу делают больше месяца. Это тонкая работа с папье-маше, которое накладывают слоями. И, конечно, есть дизайнеры одежды. У кукол своя гардеробная, где все — от фраков до спортивных костюмов. Целую коллекцию делала Виктория Андреянова. Потом с нами работали Анастасия Задорина, Игорь Гуляев.

Первые же куклы были не только скромно одеты, но и малоподвижны. Механику, позволяющую открывать глаза и рот, сделали лишь в 1986 году. То есть восемнадцать лет кукловодам приходилось работать только одной рукой. В те времена в студии, где снимались «Спокойной ночи малыши!», был лишь стол, за которым сидел ведущий, а под столом прятались актеры. Ведущий Владимир Ухин, у которого между ногами сидела актриса, державшая Степашку и говорившая за него, однажды пошутил: «Как же мне надоела эта половая жизнь».

Вообще актрисы, которые управляют куклами и озвучивают их, — настоящие легенды. Когда не стало Натальи Державиной — она больше тридцати лет играла Хрюшу, — мы проводили кастинг из ста пятидесяти актрис. Победила Оксана Чебанюк, ведущая актриса и режиссер Театра Образцова. Наталья Голубенцева играет Степашку больше пятидесяти лет. Ей за восемьдесят, но она очень любит ездить за рулем. Когда Наталью Александрову останавливают на дороге за какое-нибудь нарушение, она начинает говорить голосом Степашки, и ее, конечно, сразу отпускают. Не оштрафовали ни разу».

Хрюша, Степашка, Милла Йовович

«На советском телевидении только три проекта, придуманных с нуля: «Что? Где? Когда?», «КВН» и «Спокойной ночи, малыши!». И в каждом из них свои уникальные открытия. В «Спокойной ночи, малыши!» четкая схема: шестиминутная интермедия плюс мультик. Вступление задает тему, мультфильм ее продолжает. Оказалось, что это сильный сценарный ход. К нам некоторое время назад обратилась большая французская телекомпания с предложением адаптировать программу.

Предполагалось, что от них будет ведущая и мультфильмы, а герои и студия — наши. К сожалению, не получилось только потому, что мы записываем программу как кукольный мультик. Это не быстро. Но французы хотели снимать в день по двадцать передач, потому что ведущей планировалась Милла Йовович и в ее графике просто невозможно найти столько времени, сколько требуется на работу по нашей технологии.

Вообще подобный интерес — признак того, что другой такой передачи просто нет. В Америке нас незаконно копировали, продавали русскоязычным каналам, и это было очень востребовано».

Спокойной ночи, папы

«В начале нулевых в ходе опроса выяснилось, что программу смотрят мамы с детьми и почти не смотрят папы. Нас это немного расстроило. И в это время впервые в истории конкурса «Мисс Вселенная» в нем побеждает россиянка. Я позвонил моментально ставшей звездой Оксане Федоровой и сказал, что у меня есть для нее предложение. Она с намеком на свое звание офицера полиции ответила: «Наверное, вы хотите, чтобы я стала ведущей программы о трудных подростках?» И когда я рассказал про «Спокойной ночи, малыши!», Оксана очень удивилась. Подготовка была довольно сложной. Мы работали со специалистами по речи, режиссерами по движению в кадре и первую программу записали только через месяц. Постепенно Оксана вошла в ритм. Через три месяца мамы и папы смотрели передачу в пропорции пятьдесят на пятьдесят.

Но не менее важны и мужчины в кадре. Многих детей сейчас растят матери, и важно, чтобы мужское влияние было хотя бы с экрана. Михаил Пореченков в этом отношении просто мужчина из мужчин. И, конечно, Сергей Безруков. Он может скопировать любой голос, как многие помнят еще по программе «Куклы». Так что Сергей играет с детьми по-настоящему».

Народные герои

«За последние годы самым успешным российским фильмом был «Чебурашка», на западе — «Барби». Это говорит о том, что куклы, имеющие отношение сразу к нескольким поколениям, по-прежнему играют очень важную роль. Сейчас также идет работа над полнометражным фильмом о Хрюше и Степашке, который они давно заслужили. Героям «Спокойной ночи, малыши!» уже шестьдесят лет, и для нас они не просто куклы. Однажды я сам в этом убедился.

После трагедии в Беслане мне позвонил президент Северной Осетии с просьбой организовать встречу коллектива «Спокойной ночи, малыши!» с детьми, которые выжили после теракта, но получили такой шок, что как будто разучились смеяться. Мы собрали команду и поехали. Там еще шла контртеррористическая операция, и последний отрезок пути пришлось передвигаться на бронетранспортере. Ночью поступила угроза взрыва в гостинице, все выбежали на улицу. Но на следующий день детям показали трехчасовой концерт. После этого концерта малыши окружили кукол и вели себя как обычные маленькие дети. Именно такие ситуации и показывают, что Хрюша и Степашка стали национальными героями».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...