Срочные новости раздела
Найденные архивы Гиляровского покажут на выставке

Найденные архивы Гиляровского покажут на выставке

В Москве обнаружили архивы, которые могли принадлежать Владимиру Гиляровскому. Среди находок — визитки, записки, предположительно, написанные журналистом, письма, адресованные ему, а также статьи, стихи, очерки, рецензии и другие любопытные документы. Их покажут на выставке «Находки в реставрации». Москва-2030». А после архив оцифруют и передадут в историко-культурный музей «Код Москвы». Изучением документов займутся специалисты Мосгорнаследия, которые установят точное происхождение материалов и годы их создания, а также подтвердят их принадлежность Гиляровскому.

Находку сделали случайно. На столичных книжных развалах один краевед, чья специализация — история Москвы (его имя не упоминается), приобрел старые журналы и газеты, где и обнаружил документы, которые, вероятно, являются частью архива Владимира Гиляровского.

— Гиляровский на рубеже XIX и XX веков прославился как «король репортажей» — это самое главное, что мы должны знать о Гиляровском и почему мы должны изучать его творчество. Репортаж — это сообщение с места событий. И если мы хотим знать Москву того времени, то нам нужно читать Гиляровского. Поэтому изучение в том числе только что открытых архивов — это чрезвычайно интересно не столько для истории отечественной журналистики, сколько для москвоведения, — поясняет Егор Сартаков, доцент факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова.

Все дело в том, что Москва дореволюционная делилась на дворянскую местность — Арбат, Спиридоновка, Пречистенка, купеческую — Замоскворечье, и так называемую «простонародную» — район Китай-города, Солянка, Хитровка. В своеобразное «гетто» большинство людей боялись ходить. Поэтому о жизни обитателей этих районов мало что было бы известно, если бы не Гиляровский, который был туда вхож. В босяцком районе писатель был как рыба в воде.

— Когда Константин Станиславский в 1902 году ставил драму Горького «На дне», желая показывать на сцене исключительно правду, он уговорил Гиляровского провести для артистов его театра специальную экскурсию по Хитровке. Писатель отвел экскурсантов в известный тогда трактир «Каторга», который находился рядом с ночлежкой, — рассказал Егор Сартаков.

Потому и ценны его архивы для москвоведов — Гиляровский легко переходил из района в район, в том числе был вхож в самые опасные из них, в отличие от других жителей Москвы рубежа веков. Многие боялись, но не он.

Но как же так случилось, что публицист, один из корреспондентов газеты «Русские ведомости» и других популярных изданий, оказался своим среди чужих?

— До журналистики Владимир Гиляровский пробовал себя в разных профессиях, — рассказывает Егор Сартаков, — например, он был крючником — человеком, который перевозил тяжелые грузы на крюках, бурлаком — перетаскивал баржи. В общем, физически он был сильным. С таким опытом он и пришел в журналистику. Его, конечно, нельзя сравнивать с современниками — с Чеховым или Короленко, литературных способностей такого уровня у него не было. Но его отличало другое: великолепное знание и понимание профессий и людей, о которых он писал.

Взять хотя бы его самый знаменитый репортаж «Катастрофа на Ходынском поле». Писатель, зажатый в толпе, провел там всю ночь, а люди все прибывали и прибывали. Многие погибли, стоя в толпе, — давка ломала ребра. Гиляровскому удалось выжить, пожалуй, благодаря его физической форме. В репортаже он описывал ситуацию на Ходынке так: «Со многими делалось дурно, некоторые теряли сознание, не имея возможности выбраться или даже упасть: лишенные чувств, с закрытыми глазами, сжатые, как в тисках, они колыхались вместе с массой».

— Здесь Гиляровский нам важен не столько как писатель, сколько как наблюдатель, — заключает Егор Сартаков. — Его «Москву и москвичей» до сих пор с удовольствием читают все, кто интересуется историей нашей столицы. Легенда о салате оливье и о некоем Люсьене, описание жизни Хитровки — все оттуда!

Кстати, несмотря на то, что Гиляровский так прославил Хитровскую площадь, памятника ему там мы не обнаруживаем. Бронзовый писатель сидит в Столешниковом переулке возле дома, где он жил. Но Москва увековечила писателя не только там. Гиляровский присоседился к памятнику Гоголю на Никитском бульваре. Если внимательно присмотреться к пьедесталу, где изображены герои гоголевских литературных трудов, то в образе Тараса Бульбы легко узнать могучего и фигуристого Гиляровского, с которого и делали барельеф персонажа. Так что можно считать, что в Москве целых два памятника журналисту.

— К сожалению, творчество Владимира Алексеевича мало изучено, так как сохранилось не так много документов. Уверен, что эта находка поможет узнать больше о жизни и деятельности писателя, — цитируют своего руководителя Алексея Емельянова на сайте Департамента культурного наследия города Москвы.

И вот как интересно получается: архивов, связанных с ним, сохранилось мало, творчество его подробно не изучено, не считая журналистских репортажей, из которых сделали сборник, и книги «Москва и москвичи». Но этого оказалось достаточно, чтобы Гиляровского любили и уважали столько лет спустя. Может, найденный архив — это точка старта для подробного изучения наследия Гиляровского?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...