«Ручей, бегущий в горы» уже назван лучшим короткометражным фильмом на главном отечественном анимационном фестивале в Суздале. .Александр Храмцов работал художником-постановщиком на картинах «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии, «Нос, или Заговор «не таких» Андрея Хржановского, «Кощей. Похититель невест» Романа Артемьева, на сериалах «Маша и Медведь», «Оранжевая корова», франшизе «Белка и Стрелка». Он - главный художник анимационной премии «Икар».
Его режиссерский дебют состоялся в 1995 году, о чем многие уже забыли. Это была анимационная картина «Фердинанд VIII». Спустя годы Александр Храмцов снял «Ручей, бегущий в горы» по собственному сценарию, сам работал на нем как художник-постановщик при поддержке жены и художника Юлии Храмцовой, с которой вместе эмоционально и искренне представлял фильм в Выборге.
«Мы взрослые люди, - сказала Юлия Храмцова. - Наши дети выросли, стали самостоятельными, и теперь мы живем нашими собаками. Одна из них стала псом в «Ручье, бегущем в горы». Наши герои нарисованы на бумаге. Мы делаем кино о своих собаках, которых очень любим. Их можно увидеть не только в наших фильмах, но в книгах, которые Саша иллюстрирует. Наша Чапа – это Стрелка в «Белке и Стрелке».
«Наш фильм сделан в технике живого рисунка, на бумаге. Это ручная работа, - добавил Александр Храмцов. - Прообразом главного героя стал наш пес по кличке Миша».
Вместе с авторами мы попадаем в грузинскую деревню, расположенную высоко в горах. Туда приезжает на лето к бабушке девушка, привлекающая внимание местных мужчин. Когда-то она тоже жила в этой деревне, но потом уехала в город. Как рассказали Александр и Юлия, образ бабушки родился благодаря реальной пожилой женщине, которую они увидели на Курском вокзале в Москве. Она там сидела с ведром, а в нем находились две морские свинки Элоиз и Макс. И так почти всегда появляются на свет герои. К примеру, прообразом Толика из «Ку! Кин-дза-дзы» стал сам Александр Храмцов.
Пес Гора, который своего рода хранитель горной деревни, тоже влюбляется в приезжую девушку. А когда она возвращается в город, он отправится вслед за ней. Но город ему кажется враждебным, чужим. Он застроен безликими высотными домами, а между ними снуют люди и автомобили. Пес так растерян, что забывает в шуме и суете о том, зачем он сюда приехал. Спасением для него станет отара овец из его родной горной деревни.
Это очень нежная и непредсказуемая картина, стремительная и чувственная. Пожалуй, ничего лучше и не было в нынешнем выборгском конкурсе.
Спецприз получил 13-минутный фильм «Спать хочется», снятый известным режиссером Игорем Волошиным по собственному сценарию и по мотивам одноименного рассказа Чехова. Жюри его отметило «за убедительный образ всеобщего оцепенения».
Премьера «Спать хочется» состоялась на анимационном фестивале Animaze в Монреале в 2023 году. Игорь Волошин снимал его, как если бы это был игровой фильм.
13-летняя девочка Варька живет в доме сапожника. Она там и нянька, и по хозяйству помогает. Она и сама еще ребенок, а потому быстро устает. Ее единственное желание – поскорее уснуть. А как тут уснешь, когда младенец все время плачет, сколько его не укачивай. Девочка подобна рабыне, и это больше всего волновало режиссера. Плач младенца превращается в кошмар, и Варька сделает страшный выбор. Почему она такая бессердечная и жестокая? Такой ее сделали взрослые.
Тут все пребывают в полусне или глубоком сне. Жизнь стала как вата, как туман, в котором притупляются мысли и чувства. Роли озвучивали Ольга Симонова, Анна Михалкова, Ольга Лапшина, Федор Бондарчук, Максим Суханов, Михаил Евланов и сам Игорь Волошин. Он - актер по образованию, работал в театре, начинал с документального кино и уже в начале своей карьеры участвовал в крупнейшем документальном фестивале ITFA в Амстердаме. Игорь снял игровые картины «Я», «Бедуин», «Нирвана», «Медея», «Повелитель ветра», сериалы «Ольга», «Физрук». Пожалуй, нет другого режиссера, который бы так успешно освоил анимацию, неигровое и художественное кино.
Особого упоминания жюри удостоен 5-минутный «Дождь-подросток» Марии Савенковой «за легкое касание темы одиночества, за умение отпускать и жить на паузе чувств». Фильм также был отмечен как лучший дебют на фестивале в Суздале.
Однажды, находясь в своей холостяцкой квартире, взрослый и очень колоритный мужчина почувствовал сквозняк. В его голове пронеслись с ветерком яркие мгновения прошлой жизни. Запоминающаяся бытовая среда - на столе хлеб с маслом, яичница, мандарины, закипающий чайник – абсолютно живая, вибрирующая. Одинокий мужчина с мощным торсом и в черной майке переживает целую гамму чувств, и это трогательно и забавно показано.
7-минутный фильм «Не включайте свет» Алексея Игнатова из ВГИКа также получил особое упоминание жюри «за безошибочное понимание синоптического языка детства». Он состоит из четырех крохотных новелл, основанных на стихах современных поэтов, и затрагивает тему взаимоотношений детей и их родителей. Вот ребенок читает собственные стихи со сцены на детском празднике. Они странные и совсем не детские по смыслу. Перепуганные родители быстро уводят свое чадо со сцены, не дав дочитать до конца его вирши. А вот женщина в метро – молодая и красивая. «Маму зовут Оля» - сообщается зрителю. Эта милая дама способна нанести ребенку травму. А мир вокруг такой волшебный. Вдруг появится в самый неожиданный момент красавец конь, возникнут сказочные образы во вполне реальной жизни. В анимации возможно любое чудо. Были фильмы, где оживали иконы и боги становились похожими на космонавтов, а ухажер матери становился в воображении ребенка волком.