Срочные новости раздела
Оплошность Маэстро: с чем столкнулись создатели «В бой идут одни «старики»

Оплошность Маэстро: с чем столкнулись создатели «В бой идут одни «старики»

Один из авторов сценария и главный режиссер фильма про аса-истребителя Алексея Титаренко по прозвищу Маэстро и его поющую команду – Леонид Быков еще в годы войны, будучи мальчишкой, очень хотел стать летчиком. И хотя его попытки закончить летное училище не увенчались успехом, годы спустя он все-таки отчасти реализовал свою мечту, сыграв в кино отважного командира боевой эскадрильи.

Когда Быков еще только готовил заявку на свой новый фильм, многие пророчили ему неудачу. Причем – именно по «техническим» причинам. «Ну где ты найдешь сейчас самолеты времен Отечественной?»

Действительно, где?

Единственным человеком, который мог реально помочь в этом вопросе, был легендарный советский ас, Трижды Герой Александр Покрышкин. Ко времени начала съемок он был председателем Центрального комитета ДОСААФ СССР, и все «малогабаритные» винтомоторные самолеты находились в его ведении.

Александр Иванович поначалу отнесся к просьбе скептически - мол, очередную «сказку» про войну хотят снять. Но прочитав буквально за ночь сценарий, увлекся идеей Быкова и расщедрился в итоге аж на пять машин из своего «крылатого хозяйства».

Четыре учебных Як-18П мастера-кудесники с киностудии загримировали под советские истребители времен войны. Для этого пришлось внести некоторые коррективы даже в их конструкцию: с самолетов сняли передние стойки шасси, а вместо них в качестве третьей опоры приделали по хвостовому колесу. А чтобы в результате данной переделки Як не пытался «встать на нос», в заднюю часть фюзеляжа запихнули несколько увесистых мешков с песком.

Все эти ухищрения оказались не напрасны: получилось достаточно похоже на истребители военного времени Ла-5.

Пятый самолет, выделенный Покрышкиным, - чехословацкий пилотажный учебно-тренировочный Zlin Z-326. Этот «иностранец» имел отдаленное сходство с немецким «Мессершмитт» Ме-109 (именно в такой роли «чехов» снимали не только у Леонида Быкова, но и в нескольких других военных фильмах, например в грандиозной киноэпопее «Освобождение»). Как раз на «Злине»-«Мессершмитте» в одном из эпизодов возвращается с боевого задания комэск Титаренко, «махнувший, не глядя» свой подбитый истребитель на вражескую боевую машину.

Поскольку по сценарию фильма события разворачиваются в авиаполку, а там самолетов много, полученный от Покрышкина «квартет» загримированных Яков пришлось «размножить»: каждый из самолетов «сыграл» по несколько «ролей». Перед съемкой очередной сцены декораторы рисовали на бортах другие номера, украшали фюзеляжи другими рисунками. Чтобы это было проще делать, пользовались обычной гуашью. Однако у нее был серьезный недостаток: внезапно начавшийся дождь моментально смывал все «художества». Пришлось усовершенствовать технологию, добавляя в краску немного клея.

Натурные съемки проводили на одном из полевых аэродромов ДОСААФ под Киевом. Леонид Быков не упустил возможности хотя бы отчасти исполнить свою юношескую мечту и быстро освоил управление «восемнадцатым» Яком. Правда, до полетов на нем у актера и режиссера дело не дошло. Но вот все наземные самолетные сцены, в которых участвует его герой, капитан Титаренко, Леонид Федорович сыграл сам, без дублера. Перед камерой он вполне профессионально запускал двигатель, на малом газу трогался с места и рулил по площадке аэродрома.

Все-таки однажды недостаток опыта подвел. Быков на очередной такой пробежке по полосе не заметил вовремя ямки, образовавшейся в результате «шарахнувшего» в этом месте минутой ранее пиротехнического заряда. В результате одно из колес «истребителя» (того самого – титаренковского, с нарисованными на фюзеляже скрипичным ключом и нотами) угодило в нее, из-за чего самолет резко клюнул носом. К счастью сам актер, находившийся в кабине, при этом серьезно не пострадал, но вот техника… У Яка оказалась сломана одна из лопастей винта и отвалилось заднее колесо.

Пришлось заниматься ремонтом. Ситуацию спасла предусмотрительность прикомандированного к съемочной группе авиамеханика. Он на всякий случай привез с собой несколько запасных лопастей. В итоге уже через день командирский «истребитель» вновь был готов к полетам, которые выполняли летчики-профессионалы из ДОСААФ.

«Киношное» и идеологическое начальство не сразу решилось выпустить «В бой идут одни «старики» на экраны кинотеатров. Чиновников смущала «музыкальная составляющая» сценария фильма. Что это за несерьезный подход к военной теме: летчики-фронтовики поют! Разве такое могло быть в те трагические и героические годы?! Однако изменить свое решение обитателей важных кабинетов заставили заслуженные ветераны-авиаторы, которым на предварительных кинопоказах картина Леонида Быкова очень понравилась.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...