Срочные новости раздела
Владимир Владимирович - поп-звезда: как Сталин превратил Маяковского в мем

Владимир Владимирович - поп-звезда: как Сталин превратил Маяковского в мем

«Мем — это единица культурной информации» — так Интернет определяет современное популярное явление. Сегодня он действительно стал частью нашей культуры, причем настолько, что мы порой общаемся ими и сохраняем в папку «Для важных переговоров». В центре «Зотов» показали, откуда взялись мемы. Оказывается, все началось… с Маяковского, который придумал совместить текст и картинку так, чтобы они работали вместе.

На выставке доказывают, что говорить о Маяковском исключительно как о поэте будет ошибочно: он самый передовой человек своего времени, который проявил себя во всех новых медиа (да еще и преуспел!). И актер, и сценарист такого новейшего вида искусства, как кино, и один из первых советских пиарщиков, чьи рекламные плакаты подогревали интерес к товарам в ГУМе и Моссельпроме. Но на этом он не остановился. Маяковский прекрасно понимал, что в обществе произошли изменения, которые требуют нового художественного языка для общения с массовой аудиторией. И он его придумал: окна РОСТА — агитационный плакат, который размещали в пустующих витринах города в годы Гражданской войны (потому-то их и называли «окна»). Они сообщали важнейшие новости и призывали к различным действиям на благо общества.

Сначала плакаты кропотливо создавали вручную. Дело трудоемкое и затратное по времени — Маяковскому помогали и сестры, и возлюбленная Лиля Брик. Но все ускорилось благодаря трафаретам, а позже — благодаря литографии и печати, на выставке легко прослеживается развитие технологий создания. Кстати, попробовать создать свое окно РОСТА трафаретным методом может любой желающий в конце выставки. Увидите вокруг стола толпу увлеченных взрослых людей с разноцветными валиками и трафаретами в руках — непременно присоединяйтесь. Между прочим, труд не из легких!

Большинство окон РОСТА носили политический характер, но на выставке нам предлагают ознакомиться с плакатами на социальные темы (все же задача выставки — рассказать об окнах РОСТА как о новом языке) — призыв регулярно мыться в бане, помочь голодающим на Поволжье не словом, а делом и объяснение, почему нельзя пить сырую воду. Главная прелесть окон — их предельная простота восприятия, легкие для запоминания тексты-лозунги, граничащие с частушкой (так они быстро попадают в сознание), и понятные визуальные образы.

Куратор выставки Наталья Стрижкова поясняет, с помощью чего окна РОСТА воздействуют на сознание человека:

- Это покадровый рисунок, разбитый на мелкие истории с единым нарративом и главным выводом, — принцип народных лубков, хорошо знакомый той массовой аудитории, но уже в советской обработке. Надпись чаще всего расположена над окном, чтобы создать впечатление, что с тобой говорит вся картинка целиком. Персонажи все непременно комичные, даже если это Врангель, президент Франции или США. А еще здесь прослеживается цветовая азбука, которую придумал Малевич, а доработал, конечно, Маяковский. Красный часто доминирует — это цвет положительного персонажа, красноармейца или советской власти. Зеленый — цвет врага, иностранных интервентов. Желтый и коричневый — солнце и родная земля. Прослеживаются символы: дорога, которая непременно ведет в светлое будущее, ворона — разруха, скелет — голодуха, кулак — справедливость. 

В сегодняшних мемах принцип тот же: картинка и текст, неотъемлемые друг от друга. Запоминаются легко, тиражируются, воздействуют на сознание.

- Получается, что за 100 лет не придумали ничего нового, если приемы окон РОСТА лежат и в основе современных мемов? Или найденный тогда прием настолько сильный?

- Нет, нельзя так сказать. У экспертов есть убеждение, что вся наша культура создана авангардистами, - отвечает Наталья Стрижкова. - Если мы возьмем дизайн гаджетов, дизайн соцсетей и медиаискусства, то везде найдем следы идей авангарда. Но они получили развитие с учетом новых технологий, новой культуры, новых художников, а также по-своему были продолжены в разных эпохах и витках культуры.

Во что превратились окна РОСТА, когда надобность в них отпала, здесь тоже показывают. Прежде всего это рекламные плакаты агентства «Реклам-конструктор Маяковский — Родченко», где поэт занимал должность «копирайтера», как бы мы сказали сегодня.

Разножанровая творческая активность художников того времени приводит к тому, что они сами становятся частью своего произведения или вовсе превращаются в произведение сами, становясь той самой единицей культурной информации, то есть мемом.

- Маяковский был поп-звездой своего времени», — подытоживает куратор выставки. Чтобы эта звезда не угасла, уже после его кончины Лиля Брик, хранительница наследия поэта, написала Сталину письмо, в котором просила увековечить память Маяковского. Позже в газете «Правда» вышла резолюция Сталина, положившая начало мифу о «главном советском поэте»: образ Маяковского растиражирован в плакатах, лозунгах и памятниках. В общем, разошелся на «советские мемы».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...