На фестивальном постере - изумительное нежное лицо Инны Чуриковой. Такой мы ее запомнили в фильме «Начало» Глеба Панфилова, где она сыграла самую обычную девушку Пашу Строгонову и Жанну д`Арк, которую играет главная героиня в кино. Взор Чуриковой словно бы сопровождает вас по городу, украшенному фестивальными постерами. Теперь кажется невероятным, что когда-то ее считали некрасивой.
Перед каждым сеансом показывают кадры из «Начала», где героиня Чуриковой в истерике кричит, что ей мешают руки, и режиссер фильма, которого сыграл еще один выдающийся наш кинематографист, сценарист Юрий Клепиков, просит принести пилу. Такого удачного ролика, пожалуй, больше и не было, за исключением фрагмента с Юрием Никулиным из фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны», от которого просто холодела кровь. Многие его тогда записали на память. Так будет и теперь.
Почти никого из авторов «Начала» уже нет. Но есть выдающийся наш оператор, эталон ленфильмовца - Дмитрий Долинин, отметивший в сентябре 85-летие. Он снимал «Полосатый рейс» Фетина, «Республику ШКИД» Полоки, «В огне брода нет» Панфилова, «Мама вышла замуж» Мельникова, «Не болит голова у дятла» Асановой, «Чужие письма», «Объяснение в любви», «Фантазии Фарятьева» Авербаха, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» и «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» Масленникова. Как режиссер он снял несколько фильмов - «Сентиментальное путешествие на картошку», «Колечко золотое, букет из алых роз»…
В выборгской библиотеке Алвара Аалто состоялось открытие его фотовыставки. Они как кадры из фильмов: трамвай, растворявшийся в тумане, мистический пес на берегу водоема, люди, дома, большой город… Удивительный взгляд на привычную жизнь, которым может быть наделен только гений.
На открытие выставки Дмитрий Долинин приехать не смог. Ее открывал президент фестиваля Сергей Урсуляк, сказавший о том, что у великих операторов такие лица, какие бывают только у летчиков, принимающих единственно верное решение. Он вспомнил, как на съемках «Ликвидации» Светлана Крючкова, увидев оператора Михаила Суслова произнесла: «Я всегда выбираю операторов». Кстати, Дмитрий Долинин вместе с мужем Крючковой и тоже оператором Юрием Векслером снимали картину «Семь невест Ефрейтора Збруева» Мельникова и «Ключ без права передачи» Асановой.
Панфилов и Чурикова – это такая мощь и высота, которой не достичь, а потому все, что показывают после заставки, невольно соизмеряешь с их шедевром. В свете происходящего вспоминаются те муки, через которые прошли эти выдающиеся люди, чтобы пробить свой замысел. Сколько лет мечтали они о фильме про Жанну д`Арк, но им не дали этой возможности. Какие письма писала Чурикова высокопоставленным чиновникам, где говорила о том, что годы уходят и скоро она уже не сможет сыграть роль Орлеанской девы. Это страшные свидетельства времени, которые как призраки прошлого воскресают и теперь.
Боязливые чиновники, дрожащие за свои кресла, готовы на все, чтобы не допустить, как им кажется, крамолы. Из выборгского конкурса, как из программ и других фестивалей, по их указанию исчезают в последний момент талантливые работы. Талант – это всегда угроза чему-то устоявшемуся, всегда вывоз и нечто, идущее наперекор общепринятому принятому, и надо это понимать. В итоге из-за системы исключения программы становятся пресными, безопасными с точки зрения номенклатуры.
Первый фестивальный день навел на воспоминания о 90-х, когда на фестивале показывали странные фильмы, снятые сомнительными людьми, часто далекими от кино. Трудно теперь в это поверить, но приезжали «кинематографисты», устраивавшие перед кинотеатром нечто вроде побоища с цепями. Казалось, что те лихие времена навсегда канули в лету.
«Окно в Европу» открыли фильмом «Подростки: первая любовь» Святослава Подгаевского, знакомого зрителям по хороррам «Невеста», «Русаалка. Озеро мертвых», сериалу «Пищеблок». На сцену вышла команда молодых кинематографистов. Они очень волновались и говорили о своей картине, как о неком послании, в которое вложили душу и сердце. А потом нам показали мюзикл о 90-х, о любви дочери рэкетира (в фестивальном каталоге его корректно назвали военным), контролирующий каждый шаг дочери и бедного начинающего поэта. Потребовалось мужество, чтобы выдержать это зрелище не для слабонервных.
Не спасли более, чем скромную картину, даже прекрасная актриса Елена Лядова, которая тут запела, и молодой актер Олег Савостюк, которого мы знаем по великолепным работам у Наталии Мещаниновой и Бориса Хлебникова. Авторы иногда забывают, что снимают мюзикл, но спустя время к нему возвращаются, и так весь фильм. 90-е давно и безнадежно обросли мифами, стали мемом, который никакого отношения к реальности не имеет. Печально, что начинающие молодые актеры даже не понимают, в какой котел попали, что это не достижение, а провал.
Документальный показ первого дня был более оптимистичным. Представили картины молодых режиссеров, которым главных героев нашли и предложили продюсеры. Это по своему интересный опыт. Так, «Бюро» снял уроженец Гватемалы, выпускник ВГИКа Пабло Рохас (он учился в мастерской Бориса Караджева) и школы Марины Разбежкиной. На фестиваль он не приехал. Если это не шутка продюсера, то вместо Выборга Пабло оказался в Вятке. Он снял фильм об архитектурном бюро «Хвоя», основателем которого стал сын кинорежиссера Сергея Снежкина – Георгий Снежкин, а одним из продюсеров - второй сын Иван Снежкин, прежде снимавшем игровое кино, а теперь архитектурные ролики.
Сценарий написал Дмитрий Петухов, он же продюсер фильма. Именно он и предложил героев Пабло Рохасу, а сам увлекся тем, что это бюро, один из основателей которого ушел в монастырь. Именно «Хвоя» проектировала «Севкабель Порт» в Петербурге, где в прошлом году Александр Сокуров проводил свой фестиваль «Приемер интонации».
Но главным героем «Бюро» все-таки стал не Георгий Снежкин, не архитектор, ушедший в монастырь, а их коллега Илья Спиридонов – потомственный архитектор, у которого сложная жизненная коллизия. Он живет в Петербурге, а его юные сыновья с мамой обосновались в Израиле. Команда участвует в конкурсах и не так часто их выигрывает, но она отважно продолжает работать на свой страх и риск.
Еще одна выпускница вгиковской мастерской Бориса Караджева Олеся Епишина дебютировала картиной «Свой среди детей». До этого она училась у документалиста Павла Печенкина в Перми, откуда и сама родом, там же и снимала. Интересного героя ей предложил продюсер. Его, в отличие о героев «Бюро», не пришлось уговаривать. Он сразу согласился сниматься. И Олеся отправилась в Пермь. Константину Вадимовичу - 22 года. Он работает в детском саду воспитателем, или, как сам говорит для поднятия статуса, педагогом дошкольного воспитания. Вокруг – одни женщины. И задача руководства не только удержать молодого специалиста, а найти таких, как он. Константин случайно проговаривается, что зарплата у него 20 тысяч. А его однокурсница, работающая в школе, получает еще меньше - 15 тысяч. И это в такой крупном городе, как Пермь.
Режиссер ничего инновационного не придумала, просто следила за течением жизни, фиксируя ее на камеру, но это тоже ценный документ времени. В финале зритель узнает, что Константин все-таки покинул детский сад.