Срочные новости раздела
В Музее кино открылась выставка к юбилею Шукшина

В Музее кино открылась выставка к юбилею Шукшина

Таким предстает перед нами Василий Шукшин в образе своего героя из фильма «Калина красная» на выставке «Шукшин. Тоска по дому» в Государственном центральном музее кино, посвященной 95-летию со дня его рождения. Она переносит зрителя в мир его фильмов, в которых он сыграл и которые снял: «Калина красная», «Печки-лавочки», «Они сражались за Родину», «Когда деревья были большими», «У озера».

На бревенчатой стене маленького деревенского дома — фотографии родных и близких людей Василия Макаровича: его семьи, жены, детей, коллег. Среди черно-белых снимков — старинные часы. Неподалеку зеркало, увешанное фотографиями отца и матери писателя. Рядом в рамках фотоснимки матери и его самого. Большое пространство на стене занимает портрет Шукшина за работой. Его автор — художник, живописец Анатолий Ивасенко. Шукшин отложил в сторону бумагу, красную ручку и о чем-то напряженно думает. Возможно, его мучают мысли о родной деревне Сростки. «Черт его знает, какой ненормальный я человек. Иногда так убиваюсь по родной стороне, что места себе не нахожу. Весь свет клином сошелся, и самое яркое окошко — мои Сростки. Ностальгия…» (из беседы с корреспондентом, 1963 год). Выставка уже не кажется арт-объектом: подобно машине времени она переносит зрителя в дом матери режиссера, рассказывает о важных событиях жизни семьи Шукшиных.

«Деревенская стена посвящена личной стороне жизни актера и писателя, именно она встречает посетителя. Прежде всего мы проходим и смотрим на семейные портреты, на друзей Шукшина, на его самого в деревенском окружении, его родном селе. Потом уже посетитель осматривает музейные предметы, посвященные фильмам, читает тексты о том, как отражалась тема тоски по дому в картинах Шукшина», — рассказывает куратор выставки Никита Котик.

Бревенчатая стена дома заканчивается и начинается новая, посвященная карьере Шукшина в кино. Выставка пестрит архивными фотографиями со съемок, афишами к фильмам, эскизами декораций. Василий Макарович стремился показать историю страны через судьбы простых людей, характеры своих земляков, их близость к природе. Дебютная картина — «Живет такой парень» 1964 года — свидетельствует о большом таланте молодого режиссера; здесь можно найти фотографии рабочих моментов съемок фильма. На них запечатлены режиссер, съемочная группа, Леонид Куравлев, сыгравший Пашку Колокольникова, поэтесса Белла Ахмадулина, которую Шукшин пригласил на роль журналистки краевой молодежной газеты. Рядом с фотографиями висит эскиз декорации «Вход в клуб» художника Александра Вагичева.

По соседству с кадрами из первой работы — эскизы и фотографии «Калины красной». Первая и последняя картины Василия Шукшина по-разному показывают жизнь его малой родины. В отличие от Пашки Колокольникова Егор Прокудин лишен юношеского легкомыслия. Вор-рецидивист, преступник по кличке Горе пытается вернуться домой, к нормальной жизни, но терпит поражение и погибает. Эскизы «Печь» и «Подвал» художника кино Ипполита Новодержкина, архивные фотоснимки Василия Шукшина и Лидии Федосеевой-Шукшиной, сделанные знаменитым фотохудожником Игорем Гневашевым, погружают в атмосферу создания фильмов.

«Печки-лавочки» представлены не только архивными фотографиями и цветной афишей, но и кинопробами Василия Шукшина и Всеволода Санаева. Этот фильм считается любимой работой режиссера. Его главный герой Иван Расторгуев сталкивается с городской жизнью, и этот опыт приводит зрителя к простому умозаключению, что нет человеку ничего милее родного края с его просторами и близкими людьми. Так и сам Шукшин в образе Ивана Расторгуева пытается вернуться в свои Сростки и очень тоскует по дому в чужой и холодной Москве.

Представлены афиши и эскизы фильмов «У озера» Сергея Герасимова и «Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова, в которых Шукшин снимался. И в актерских работах он нашел свою тему.

На выставке представлен замысел так и не снятого фильма про Степана Разина, идея которого родилась в 1960-х. Тогда была сделана первая заявка на литературный сценарий для съемок фильма. К сожалению, череда правок и обсуждений на худсоветах разбила мечты Шукшина снять этот фильм. Сохранились эскизы декорации к фильму «Я пришел дать вам волю» (художники Павел Сафонов и Яков Ривош) и фотография, запечатлевшая Шукшина на выборе натуры.

Отрывки из его интервью, телеграммы родным и близким подвешены и словно парят в воздухе, создавая необычную композицию. Особый интерес представляют письма Василия Макаровича к матери, сестре, брату. В них чувствуется, каким глубоко мыслящим, чутким и трепетным человеком он был. Тексты писем трогательные, в них прочитывается внутренний конфликт Шукшина, покинувшего родной дом ради желания реализоваться в Москве, новых знаний и славы: «Родная моя, я тоже не всегда прав, меня тоже носит по земле, я тоже еще не нашел покоя. Я позавидовал было Козлову (сростинский земляк). Построил себе человек дом, баню, работает, женился, наверное, любит жену, ждет детей. Я не знаю, что еще нужно для счастья. Но меня грызет какой-то другой червь. Таленька, я не верю ни во что — и верю во все. Верю в народ. Посмотри на нашу маму, посмотри на тетю Нюру Козлову — это народ с большой буквы. Все остальное — мишура. Суета сует», — написал он сестре Наталье.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...