Срочные новости раздела
В музыкальном театре минувшего сезона много плакали и громко смеялись

В музыкальном театре минувшего сезона много плакали и громко смеялись

Евгений Писарев - стахановец

По меньшей мере три оперных премьеры стали настоящими украшениями сезона: «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини в «Геликоне» в постановке Дмитрия Бертмана и маэстро Марко Боэми, «Адриана Лекуврёр» Франческо Чилеа в Большом театре (дирижер Артем Абашев, режиссер Евгений Писарев) и «Не только любовь» Родиона Щедрина в МАМТе (дирижер Феликс Коробов, режиссер Евгений Писарев). Очевидно, что Евгений Писарев отметился дважды. Справедливости ради отметим, что Писарев выпустил еще одну премьеру – «Почтальон из Лонжюмо» Адана в Новой Опере. Три оперы за сезон в трех оперных театрах для одного драматического режиссера – это поистине стахановские масштабы. Но не количеством единым… На самом деле и «Не только любовь», и «Адриана» - спектакли, которые стали крупными музыкальными событиями.

«Мадам Баттерфляй» Дмитрия Бертмана, завершившая сезон, стала еще одной его вершиной, заставив зрителей плакать, не скрывая слез, что в современном театре, в основном постмодернистки-циничном, является большой редкостью.

Алексей Франдетти – провокатор

Если музыкальный сезон обойдется без Алексея Франдетти, то это не музыкальный сезон, а непонятно что. Вот и на этот раз, начав в «Ленкоме» свой театральный год с хип-хоп-мюзикла «Маяковский», Алексей завершил его джазовым «Кабаре Пушкин». И на этом исчерпал «Ленком», покинув пост главного режиссера, который он занимал в течение двух лет. Батлы между Есениным и Маяковским в мюзикле «Маяковский», как и противостояние Моцарта и Сальери в «Кабаре Пушкин» (спектакль сделан по маленьким трагедиям великого русского поэта) - детский лепет по сравнению с батлами вокруг этих спектаклей. Одни (автор этих строк в их числе) выражают полное принятие и даже восхищение, другие размазывают творчество Франдетти по асфальту. Правых и неправых здесь быть не может. Но, хотя Франдетти работает преимущественно в жанре мюзикла, накал страстей провоцирует поистине оперный.

«Золотая маска»: что-то про кондитера и монпансье

Театральный фестиваль «Золотая маска», бодро приступивший к обновлению идей, форматов и личного состава, провел награждение номинантов. Интрига заключалась в том, что номинантов определял еще старый экспертный совет – тот самый, чьи идеи, форматы и личный состав подверглись принципиальной критике за ангажированность и апологию чуждых жанров, стилей и гражданских позиций. А вот жюри было уже новым. И его члены, казалось бы, должны были бы обладать новым взглядом на явления музыкального искусства, так сказать в свете новых решений съезда. Имеется в виду съезд СТД. Но, видимо на нервной почве, музыкальное жюри под председательством Вячеслава Стародубцева присудило премию за лучшую работу композитора … Дмитрию Курляндскому, который в первые же дни после начала СВО покинул страну и неоднократно выступал с осуждением внешней и внутренней политики России. Про качество номинированной музыки промолчу – нужно иметь слишком специфические музыкальные предпочтения, чтобы считать подобный опус «лучшей театральной музыкой» в России. Курляндский, в отличие от севших в лужу судей, изящно воспользовался ситуацией, публично от премии отказавшись и назвав ее «гримасой системы, уничтожающей театр». Так что золотомасочным обновленцам придется дальше как-то с этой гримасой жить.

Константин Богомолов – оперный маньяк

Феномен Константина Богомолова в целом пусть обсуждают театральные критики и политологи. В музыкальном театре у него своя особенная роль - еnfant terrible. Порой кажется, что режиссер, на плечи которого взвалена серьезная миссия, связанная с идеологическими манифестами, обличением врагов, а также руководство двумя театрами, в оперном жанре просто отдыхает. Отдохнул он в минувшем сезоне в "Новой Опере" на вагнеровском «Летучем Голландце», что называется, по полной программе. На Бали даже дачники так не отдыхают. Любимый ход Богомолова в опере – вывести героя в образе маньяка. В своем новом спектакле образ этот достался, натурально, самому Голландцу и расцвел всеми цветами, вернее, капустными листьями. Чего тут только нет: и перевод текста либретто с использованием советских песенных стихов, и разбившиеся на самолете артисты Московской оперетты, и отрезанные руки-ноги, и участие вагнеровских персонажей в Грушинском фестивале… Всего не перечислишь. Хочется, чтобы режиссер не терял своего «инфантерибльского» градуса и выдал в следующем сезоне чего-нибудь погорячее. 

Молодые режиссеры – консерваторы

В этом году Шестой конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера», который проводится в «Геликоне» вот уже 12 лет (один раз в два года), ясно показал смену курса в оперной режиссуре. Если раньше для участников конкурса было естественным и органичным шокировать жюри своими экспериментальными «решениями», то сейчас, если они и прибегают к эпатажу, то скорее вынужденно, потому что «так надо», потому что жюри надо удивить. А удивить жюри все сложнее и сложнее: ведь костяк его сохраняется, члены жюри сами взрослеют, многие – мудреют и вяло реагируют на «режоперские» хулиганства.

Да и сами участники явно пресытились подменой смыслов, которой судящие их мэтры баловались в былое время. Все больше и больше конкурсанты, которые являются реальным и весьма близким будущим русского оперного театра, в своих конкурсных работах предлагают вполне традиционные решения. С одной стороны, это снижает градус шоу, которое нередко превращалось в скандально-веселый оперный капустник. Но с другой, делает соревнование намного более глубоким и профессиональным. Итог конкурса оптимистичен: грядет умное и талантливое поколение оперных режиссеров, способных раскрыть классическую партитуру при помощи своей личности, а не свою личность при помощи партитуры.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...