Срочные новости раздела
85-летие вдовы Александра Солженицына отметили на сцене

85-летие вдовы Александра Солженицына отметили на сцене

Накануне показа вдову с юбилеем поздравил Президент России Владимир Путин. После этого как из рога изобилия посыпались открытки и телеграммы от чиновников и деятелей культуры, которые, вероятно, расценили поступок главы государства как «зеленый свет».

Фраза про то, что фигура Солженицына противоречивая, сегодня то и дело звучит из уст разных деятелей.

— Те, кто ее произносит, ничего не понимают в фигуре Солженицына, — говорит руководитель сектора по изучению наследия Солженицына Дома русского зарубежья Галина Тюрина. — Более прямолинейного человека с более ясными взглядами найти невозможно. Александр Исаевич — крестьянин по происхождению, он всегда был очень простым. С Натальей Дмитриевной они были убежденными настоящими патриотами России (Президент России об этом, между прочим, недавно на одном из форумов заявил во всеуслышание). И они всей своей жизнью это подтверждают. В этом году исполнилось 30 лет, как они вернулись из изгнания: в Москву приехали 21 июля 1994 года, чтобы очередной день рождения Натальи Дмитриевны полноценно отметить на родине.

Как только появилась возможность (вернули гражданство и паспорт), Солженицыны приехали в Россию. Они хотели разделить новые испытания — это ведь эпоха начала 90-х — вместе со своим народом. И это явное прямое отражение их позиции. Солженицын еще в 60-е годы сказал: «Под моими подошвами всю мою жизнь земля Отечества. Только ее боль я слышу, только о ней пишу». Эта фраза выглядит немного пафосно, но это самое прямое отражение его творческого кредо.

Свою жизнь Наталья Дмитриевна посвятила делу мужа. И когда встал вопрос, как отмечать юбилей, пришла идея спектакля по произведениям супруга.

— Вообще главная инициатива исходила именно от актеров Театра на Таганке, — говорит Тюрина. — Дело в том, что заслуженный артист Российской Федерации Дмитрий Муляр 25 лет назад играл главного персонажа в спектакле Юрия Петровича Любимова «Шарашка». Именно в память о той постановке (повторить ее невозможно, она была очень масштабной и технически сложной) задумали вот эту. Наталья Дмитриевна не принимала участия в подготовке спектакля принципиально, не хотела никак влиять.

На сцене люди в белых арестантских рубашках (на которые они потом наденут фуфайки). Фоном на заднем плане — цитата Иосифа Бродского: «Возможно, через две тысячи лет чтение «ГУЛАГа» будет доставлять то же удовольствие, что чтение «Илиады». Но если не читать «ГУЛАГ» сегодня, гораздо раньше, чем через две тысячи лет, читать обе книги будет некому».

Арестанты — врачи, педагоги, инженеры, мужчины и женщины, молодые и совсем старики — рассказывают о своих судьбах и о том, как их потом казнили (под звуки как будто бы настоящих выстрелов, от которых вздрагивают зрители в зале). Следователи, гособвинители… Лица сменяют друг друга. Разворачиваются сцены допросов, эпизоды со свиданиями перед исполнением смертных приговоров, беседы о сокровенном в «шарашках». Миллионы жертв репрессий, кажется, предстали в собирательных образах, которые актеры гениально показали.

В финале — цветы им и Наталье Дмитриевне, благодаря которой спектакль состоялся.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...