Срочные новости раздела
«Грандиозный, мощнейший актер»: Щербакову на днях могло исполниться 95 лет

«Грандиозный, мощнейший актер»: Щербакову на днях могло исполниться 95 лет

Ох, что за директор! Такая гнусь, называющая людей, там живущих, «контингентом», не меньше. Но при этом человек, еще какой человек! Вот у Щербакова всегда было так: столько нюансов, оттенков души, он так часто мог быть и плохим, и хорошим одновременно. И еще каким-нибудь другим, совсем другим, самым разным.

Начинал работать в театральных постановках в Группе советских войск в Германии. Но потом уехал в Москву, и сразу «Современник». Самое начало, звездное начало, да и самих звезд там было немерено. А Щербаков… Он шел за Ефремовым, за своим лучшим другом Евстигнеевым. Он был ими словно прикрыт. К себе относился так скромно, будто бы артист второго плана. А на самом деле грандиозный, мощнейший актер, каких мало. Его сравнивали с Борисом Андреевым, тем самым, великим. Но кроме андреевской монументальности, необычайных глубин считали и одним из лучших комедийных артистов.

Карен Шахназаров просто был влюблен в Петра Ивановича. Отсюда эти «Мы из джаза», где Щербаков так игрив (он действительно играл там на саксофоне, но больше имитировал), так пластичен, так ярок. Его органика пробивала все на свете.

Один из первых фильмов — «Добровольцы», это 1958 год. Он уже вступил в партию, был очень советским человеком. Но все равно свободным. Да, в «Современнике» руководил партбюро, но это был коммунист с человеческим лицом. Вспоминают, когда не приняли очередной спектакль, он ехал в машине со своими друзьями по несчастью и кричал: «Ненавижу Брежнева!» Считал, что вот этот застойный Леонид Ильич именно и создал такую систему глобальной цензуры, неприятия талантов. Может, и перебарщивал, потому что таланты и в это время пробивались сквозь землю, сквозь траву. И Петр Иванович все равно пробивался, конечно.

Но вот фантасмагория, ирония судьбы: а помнят-то его прежде всего по комедии «Служебный роман», да. Там малюсенькая роль Бубликова, кстати, тоже Петра Ивановича. И ни одного слова, и всего он появляется там на несколько минут. Но как! Вот Бубликов уселся где-то внизу под лестницей, что-то строчит, пишет (тот еще бюрократ), а над ним верх-вниз ходят ножки, ах, какие ножки! Помните Савелия Крамарова в «Джентльменах удачи»: «Ножки!» Вот и Бубликов претерпевал такое же искушение. И, конечно же, не мог так просто работать.

Рязанов там дал ему эту, казалось бы, незаметную роль, состоящую из абсолютных американских горок: вот вам секс на работе, который Бубликов просто не мог выдержать, а вот похороны, и хоронят кого? Конечно же, его, Бубликова, а он, живехонький, здоровенький, вдруг появляется перед своим траурным портретом. Да, шок это по-нашему. Вот такая роль в стиле «шок».

Не каждый из артистов так бы смог объявиться на собственной панихиде. Но Петр Иванович ничего не боялся. Да и говорили: значит, жить долго будет. Эх, эти бы слова да Богу в уши.

Он очень долго работал в «Современнике», прекрасно работал. Но потом все-таки не выдержал и ушел вслед за Ефремовым во МХАТ. Правда, это был уже 1985 год. И играл там на сцене грандиозно, и в кино всегда был заметен, виден, Петр Иванович Щербаков. А умер в 62 года, так рано… По жизни у него было четыре жены, и все неимоверно любили его. В документальном фильме на «Культуре» — две последние. Уже больше 30 лет нет Петра Ивановича, а для них он будто живой.

А умер он знаете как? Сначала ушел на небо его лучший, самый главный друг Евгений Евстигнеев. На прощании Щербаков был сам не свой. «Следующий буду я, — как мантру повторял он. — Я хочу туда, на небо, к Жене». Это случилось совсем скоро, Евстигнеев словно ждал его. Знаете, ведь так уже было. Помните, как замечательный артист Алексей Смирнов, тоже похоронив своего друга Леонида Быкова, вскоре ушел вслед за ним. И точно так же Семен Фарада, это когда умер его любимый Гриша Горин.

Щербаков был очень скромным человеком, совсем не лез в первачи. Но это первач, настоящий, истинный. Такой прекрасный артист, давайте вспомним о нем.

ЖИЗНЬ И СУДЬБА СЕРГЕЯ ПУСКЕПАЛИСА

На Первом показали фильм о Сергее Пускепалисе. Не к дате, не к юбилею. Просто вспомнили, хотя его трагический уход был совсем недавно, два года назад. Да, и дали фильм с его участием.

Я с ним встречался. Это был человек такой молодой, но и такой советский при этом. Его взгляды были консервативны, еще немного, и он мог бы вступить в Коммунистическую партию. Он прошел армию, он был человеком жизни. Вот что такое патриотизм, это и есть Пускепалис, без громких слов, без показухи. Да, это именно он.

Но в творчестве этот советский человек был так свободен. Он любил все новое, необычное, парадоксальное. Он сам был так органичен, всегда. Пересмотрите его «Простые вещи», там грандиозно играют два человека: он, Пускепалис, и Леонид Броневой. Пересмотрите «Жизнь и судьбу» Урсуляка, и какой там замечательный Сергей. Всегда был таким естественным, на сцене словно кошка или собака, словно ребенок, когда смотришь только на него. Он так многого добился в жизни. Все-таки главный режиссер самого старого нашего театра, Ярославского. Все-таки Табаков приглашал в МХТ именно Пускепалиса ставить новые постановки.

Он хотел помочь донецким людям так искренно. И вот эта ужасная, трагическая поездка, страшное столкновение. Но почему Провидение забирает себе лучших людей, таких талантливых, таких молодых? Зачем? Но это судьба, от нее не уйдешь.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...