Срочные новости раздела
Миронов и Хлынина расплакались, читая письма «бедных людей» в Зарайском кремле

Миронов и Хлынина расплакались, читая письма «бедных людей» в Зарайском кремле

Худрук Театра наций Евгений Миронов, ставший вдохновителем проекта, не раз игравший героев Достоевского (князь Мышкин в «Идиоте» Владимира Бортко, Достоевский в одноименном сериале Владимира Хотиненко, Иван Карамазов в спектакле «Карамазовы и ад» в постановке Валерия Фокина в «Современнике»), исходил из того, что «жесткий талант» Достоевского можно рассматривать через призму его детства, которое было счастливым. Всем участникам проекта — режиссерам и художникам — предложили исследовать детские впечатления писателя от природы, людей и искусства. Зарайск выбрали как еще одну и пока малоизведанную точку в топографии русской литературы, наряду с Михайловским и Ясной Поляной. 

Началось погружение в Достоевского в музее-усадьбе «Даровое» под Зарайском, где жила семья Достоевских и где прошли детские годы Федора Михайловича. Гораздо важнее там не дом, уже мало напоминающий прежний, а питавший воображение пейзаж — поля, леса, пруд, яблоневый сад. В «Даровом» театральная компания «немхат» из Перми специально к фестивалю поставила саунд-спектакль «Поле» на основе воспоминаний Достоевского. Иммерсивную прогулку сочинил режиссер Александр Шумилин. Зрителям выдали наушники, пленочные фотоаппараты-мыльницы, которыми мы уже разучились пользоваться. По ходу прогулки надо было отснять 24 кадра, а потом получить пленку, которую можно самостоятельно проявить, напечатать фотографии тех мест, которые показались вам самыми впечатляющими. Скажем, яблоки, переродившиеся в дикие или просто несозревшие, камыш в пруду, липовый курган.

Стартовая точка — белоснежная композиция из пенополистирола. Плотно прижатые друг к другу фигуры без лиц выполнены на основе семейной фотографии Достоевских художником Надеждой Лихогруд и архитектором Михаилом Хвалебновым и символизируют семью как единый организм.

В наушниках звучит, как навигатор, практически дикторский текст, от которого хочется поскорее избавиться, чтобы самостоятельно наслаждаться природой, увидеть ее глазами братьев Достоевских — Федора и Михаила, услышать живые звуки лета.

По Зарайску мы гуляли с генпродюсером фестиваля Дарьей Жениховой. Ее тут знает едва ли не каждый встречный. На пешеходной улице в рамках проекта «Так сказал Достоевский» выставили плакаты, созданные студентами Школы дизайна Высшей школы экономики и детской школы им. А.Голубкиной (знаменитый скульптор родилась и умерла в Зарайске, и там есть ее мемориальный дом-музей). Все они иллюстрируют не просто фразы, а обширные тексты Достоевского, например, о том, что красота спасет мир. Пока мы рассматривали плакаты, появился  руководитель проекта Юрий Гулитов. 

В сопровождении оркестра «КУКФО-Джаз» прошествовали «Великанцы» — гигантские куклы Достоевского, Гоголя, Пушкина и Хармса, созданные театром «Кукольный формат». Хармс напоминал Маяковского и курил трубку, которая дымила, как заводская труба. Одну уличную процессию сменяла другая — «Странствующие куклы господина Пэжо» с сомнамбулическим представлением «Карнавальцы».

У водонапорной башни 1916 года появился звучащий арт-объект, и можно было послушать «Симфонию шумов», созданную композитором Олегом Макаровым и саунд-художниками Дмитрием Шубиным, Василием Елшиным и Майей Медковой. Родилась она из описания звуков в произведениях Достоевского. Бродишь по саду, присаживаешься на скамейку, и неожиданно звучит музыкальный фрагмент, потом другой, напоминая голоса природы, переливы металла, позвякивание стекла.

Взрослые и дети толпились у уличного театра Картонии, где можно было поучаствовать в съемках короткометражного фильма по сюжетам Достоевского. В чайной угощали «любимым чаем Достоевского», далеким от семейных рецептов, но это же условность, игра, в которую каждый готов в такой день включиться. Фермеры тоже отличились и презентовали сыр, возможно, с однодневным названием — «Юный Федор Михайлович». Фирменные зарайские коврижки фигурировали как «Федина радость». Раз уж официально объявлены дни детского счастья Достоевского, то почему бы и нет. 

Гала-премьера фестиваля — спектакль по сентиментальному и, как сказал Достоевский, невинному роману «Бедные люди». Репетиции начались в мае. Режиссер Мурат Абулкатинов, недавно возглавивший Красноярский ТЮЗ, впервые работал с живым оркестром, присутствие которого по ходу репетиций многое меняло. Впервые Мурат встретился и с Юлией Хлыниной, которая так нежно и точно, без надрыва сыграла юную героиню Достоевского Вареньку Доброселову, обладающую при этом сильным характером. Евгений Миронов читал текст от лица бедного чиновника Макара Девушкина, который, по замыслу авторов спектакля, открывает в себе литературный талант благодаря ежедневной переписке с Варенькой. Ее он старомодно называет матушкой, маточкой, «ангельчик мой», выкраивает из своего ничтожного жалованья крохи, чтобы отправить сиротке сладости и горшки с геранькой. Вся его страсть — в письмах. Девушкин и Варенька встречаются редко и только на людях, где-нибудь в церкви, чтобы избежать кривотолков и не опорочить девичью честь.

Хрестоматийный и, возможно, сложный для восприятия текст был прочитан актерами под музыку Чайковского в исполнении камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством дирижера Юрия Башмета. В финале Юлия Хлынина расплакалась, а вслед за ней и Евгений Миронов, хотя на протяжении часа они держали дистанцию со своими персонажами, как и положено чтецам. Эпистолярный жанр непрост, и только большим артистам удается с ним справиться.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...