Срочные новости раздела
Городской фестиваль раскрыл таланты жителей Выксы и напомнил об истории здешних мест

Городской фестиваль раскрыл таланты жителей Выксы и напомнил об истории здешних мест

Три жарких летних дня были наполнены погружением в жизнь небольшого города и его активных жителей. Тема нынешнего фестиваля «Вы откуда и куда?» была предложена куратором и культурологом Юрием Сапрыкиным.  

В здании городской гимназии на время расположился, заняв три этажа, «Институт летания» им. Александра Васильевича Сухово-Кобылина - того самого, который написал «Свадьбу Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина».  Действо под названием «Сочинение будущего» поставил режиссер Борис Павлович в компании с драматургом Элиной Петровой. Задействовано в нем несколько десятков жителей Выксы разного возраста.  Почему Выкса оказалась такой передовой в области космических технологий? Да потому, что в ней жил в XIX  веке драматург Сухово-Кобылин. 

В основу спектакля легли его идеи, простиравшиеся до звезд. Он написал несколько философско-мистических сочинений, и теперь силами местных жителей они были проиллюстрированы. В «Институте летания» исследуют галактики, выходят на связь с представителями внеземных цивилизаций. Апофеоз действа –  полет в космос. 

Зрители перемещаются по этажам, знакомятся с самыми неожиданными героями, например, с инженером и архитектором Владимиром Шуховым. В 1897 году он построил на местном металлургическом заводе цех с изогнутыми сетчатыми сводами, который сохранился до сих пор. Молодой и непрофессиональный актер играет Шухова, и зрители располагаются в его мемориальном кабинете, где почему-то внучка автора знаменитых ажурных башен беспрерывно моет посуду. В соседнем помещении можно послушать лекцию настоящего ученого Николая Субботина о Сатурне.  В зале заседания ученого совета обсуждали важные проблемы дети в футуристических и отчасти клоунских костюмах. В столовой можно поговорить с пришельцами. Все это отчасти напоминало проект DAU в его безобидном, детском варианте. 

Самый любопытный персонаж - правнучка Сухово-Кобылина. Ее зовут баба Тоня. Она на пенсии, но когда-то работала в Институте летания. А сыграла ее  талантливая местная жительница Нина Васильевна Холодова, оказавшаяся профессиональной актрисой и преподавателем местной школы искусств. Рекомендую всем режиссерам. Баба Тоня отправляет внуков среднего школьного возраста  рыть картошку, а они  попадают в другое измерение - – завешенное фольгой темное пространство. И там на глазах у зрителей детям учиняют допрос какие-то военизированные существа. Но баба Тоня способна решить любые  вопросы. В финале она появляется с лопатой и участвует в феерии, предвосхищающей вылет в космос. Это гимн миру и всеобщему счастью. Гигантские разноцветные шары символизируют планеты. «Мы не должны быть праздными пассажирами. Мы экипаж», - обращаются к нам авторы проекта и те, кто отвечают за наш сказочный полет. И мы должны помнить напутствие Сухово-Кобылина о необходимости беречь планету. На этом нас и выпроводили из Института летания со словами: «Просим оставить нас. Мы продолжим исследования».

В культурном центре «Волна», напоминающем постройки знаменитого финского архитектора Алвара Аалто, а на самом деле, созданном под влиянием японских коллег, проходят выставки. Одна из них - «Теперь ты здесь не местный». 16-17-летние местные ребята представили свои инсталляции, видео и цифровые работы, выполненные под руководством московских кураторов в течение года. Все они очень личные и связаны с семейными реликвиями, навеяны уходом отца и бабушкиными раритетами. В ход пошли старый шкаф, теперь наполненный куклами, воспоминаниями о близком человеке, от которого остался компьютер с  базой данных.   

Один из юных участников Роман Ульянов рассказывает: «Я очень люблю Выксу и ищу себя в городе и город в себе». На вопрос, чем он хочет заниматься дальше, ответил, что хотел бы стать куратором в Выксе. Свой город он чувствует на уровне звуков, как музыку, говорит, что звук падающих труб и металла преследует тебя постоянно. Кажется, что в городе идет трубопад, особенно по ночам, когда наступает тишина, и всегда можно услышать гудок поезда и стук колес, но вокзала не видел никто. После таких слов начинаешь прислушиваться к городу. 

Инсталляцию Романа сопровождает авторская брошюра, в которое есть слова: «Мы – дети завода. Наши мысли воспитаны руками заводчан и заводчанок. … Разбуди нас – мы как отче наш расскажем, что у нас производят колеса и трубы, колеса и трубы, колеса и трубы».  Выксунцы, по его словам, подобны соснам. Они никуда не торопятся. И всякий странник, пытающийся угнаться за жизнью, оказавшись в сосновом городе, мгновенно перестает бежать. 

Есть тут и урана агрессии. Человек должен помочь себе справиться с тревогами.  Для этого надо написать на листе бумаги все, что не дает покоя, бросить его в урну и таким образом изжить беспокойство.  

Местные подростки рассказывают, что в Выксе снесли Родину. Что бы это значило? Оказывается, там снесли одноименный кинотеатр, и это для многих большая потеря. В их работах много нерва.

Рядом с работами ребят расположилась инсталляция «МММ: Маленький Мемориальный музей», созданный резидентом «Волны» Юлией Шафаростовой. Она сразу предупреждает, и это зафиксировано на стене: «Зритель, запомни! Ответственность за увиденное лежит на тебе, твоей бабушке, продавце с «Авито», кладбищенской оградке и случайно найденной книге». Многое, из того, что здесь представлено, найдено буквально под ногами или специально приобретено. Это предметы, выпускавшиеся когда-то на местном металлургическом заводе – грабли, гвозди, коньки, изделия, производившиеся в Выксе во второй половине прошлого века. 

Агитационные атрибуты СССР ассоциируются у художника с ритуальными. Поэтому старые вилы лежат как покойник на красном ложе в саркофаге.  К ним прилагаются  ритуальные красные гвоздики. Опустив руку в тактильную витрину, можно как перчатку натянуть красный бархат и потрогать кусок шлака. Есть тут и музейные вещи. Зрителю предлагается угадать, где  подлинник, а где имитация.

Мощным фестивальным аккордом стало двухчасовое действо «Призраки опер» («Сон о пропавшем театре») в старинном городском парке, где 200 лет назад располагался усадебный театр. Худруком спектакля стал Петр Айду, музыкальным руководителем - Григорий Кротенко, а режиссером - Елизавета Мороз. В тот вечер прозвучали фрагменты опер, которые ставили когда-то в Выксе. Они перемежались выходами  композитора  Николая Афанасьева, в прошлом  капельмейстера Выксунского театра, от лица которого выступал актер Виталий Коваленко. Он зачитывал  воспоминания своего реально существовавшего героя о его службе у владельца Выксунских металлургических заводов Ивана Шепелева, у которого была одна страсть – опера.  

Однажды во время спектакля, где присутствовал Шепелев, на заводе случился пожар. Афанасьев не знал, как отвлечь хозяина от любимого занятия и сообщить о возгорании. Тогда шла опера «Морской разбойник Цампа, или Мраморная невеста», с которой и начался вечер призраков в современной Выксе.  

В парке специально выстроили сценическую площадку, на которой спиной к зрителям располагался оркестр «Персимфанс» и вокальный ансамбль Intrada. А над их головами появлялись солисты музыкальных театров России, выглядевших так, как могли выглядеть их далекие предшественники. Прозвучали партии из опер  «Дон Жуан», «Волшебный  стрелок», «Роберт-Дьявол» и других некогда исполнявшихся в оперном театре  во времена промышленников Баташевых и генерала Шепелева.     Самая поразительная сцена была в эпилоге, когда вдалеке запел приближавшийся  к сцене Большой выксунский хор.  Это были самые обычные люди разного возраста, вплоть до маленькой девочки, одетые в современную повседневную одежду. От растворенности их голосов в летнем небе захватывало дух. Хор  исполнил песню из фольклорного собрания Афанасьева и вместе с солистами запел «Не бушуйте, ветры буйные».

На память Выксу можно было увезти с собой в стеклянной банке. Ее словно законсервировали и выставили на всеобщее обозрение в пространстве  «Оранжерея». Предлагалось на выбор любое время года. Берешь банку, встряхиваешь, и в ней  начинается жизнь. Только дом на дне  сохраняет позиции.  Он то покрыт снегом, то золотой листвой, то отливает летним дождем.  Банки «Выкса» придумал питерский художник Павел Плетнев, работающий в урбанистическом направлении.  В этот раз он законсервировал в банках свои  воспоминания о Выксе. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...