Срочные новости раздела
В Музее истории ГУЛАГа открыли выставку «земля 37»

В Музее истории ГУЛАГа открыли выставку «земля 37»

Литературные свидетельства — «лагерная» проза и воспоминания родственников репрессированных — начали появляться в 1970-х за границей. В России их официально издали только в начале 90-х. С документальными свидетельствами ситуация оказалась сложнее. Приказы и постановления времен Большого террора начали рассекречивать после того, как распался СССР, но некоторые из них до сих пор недоступны историкам из-за грифа «секретно» или вовсе уничтожены. Исследовать судьбу жертв сталинских репрессий помогает, как ни странно, сама земля, ведь именно в ней находят тысячи останков приговоренных к высшей мере.

Выставка в Музее истории ГУЛАГа посвящена тому, как находили места массовых захоронений жертв Большого террора на территории современной России. Организаторы рассказывают, почему о них предпочитали молчать, и о чем умалчивать не получалось. Экспозицию предваряют небольшим историческим экскурсом — из чего состоял Большой террор.

Его предтечей стала так называемая чистка партийных элит, которая началась в 1936 году. Самым известным прецедентом, положившим начало массовым репрессиям в РККА, стало дело маршала Тухачевского. По оценкам историка Олега Хлевнюка, в 1936 году к расстрелу приговорили 40 000 партийных работников и военных. Списки утверждал и подписывал Сталин. Старший научный сотрудник Музея имтории ГУЛАГа Татьяна Полянская рассказывает:

«Перед вами как раз списки лиц, подлежащих суду военной коллегии Верховного суда СССР. И эти списки готовились в НКВД. В них входили в основном представители партийно-государственной элиты, руководящие кадры высшего и среднего звена. И готовились они в НКВД.  Далее поступали уже к Ежову, а Ежов их отправлял в Политбюро на подпись Сталину и членам Политбюро. Вы видите, подпись «За. Сталин», Москва-центр, Горьковская область, подписи Ворошилова, Кагановича, Молотова. В одном из списков фамилия зачеркнута и подписана «Бить-бить», то есть этому человеку временно откладывали приговор к высшей мере наказания, чтобы получить от него еще какие-либо показания. Первая категория означала расстрел, вторая - тюремное заключение, впоследствии, в 1938-1939 годах,  это уже было лишение свободы в исправительно-трудовом лагере. Списки  шли уже в военные коллегии Верховного Суда СССР. Суд проходил формально. По сути выносилось судебное решение, которое уже утвердили Сталин и Политбюро». 

Большой террор в СССР начался с августа 1937 года, когда НКВД и Политбюро начали выполнять массовые операции против антисоветских элементов (так называемая «кулацкая операция» была направлена против крестьян-кулаков, бывших помещиков, царских чиновников и белых офицеров, «церковников», эсеров и меньшевиков) и контрреволюционных «национальных контингентов», которых подозревали в шпионаже в пользу стран «капиталистического окружения» — Финляндии, Эстонии, Латвии, Польши, Германии, Румынии... Эти репрессии захватили широчайшие слои населения. По самым скромным подсчетам, репрессировали более миллиона человек. В представлении сталинского руководства Большой террор был необходим для устранения так называемой «пятой колонны» в преддверии войны.

Для реализации секретного «Приказа-00447» о репрессиях против антисоветских элементов  был создан внесудебный орган «тройка», а для реализации приказа по национальным операциям - внесудебный орган «двойка», в который входили два человека — нарком внутренних дел и прокурор. Органы для реализации таких приказов создавались в каждом из регионов. 

Историки до сих пор не могут прийти к общему мнению о количестве жертв Большого террора. Цифры продолжают расти по мере того, как появляются новые документальные свидетельства. В 2017 году говорили о 680 тысячах человек, в 2024-м специалисты Музея истории ГУЛАГа называют цифру в 767 000 расстрелянных и с горечью прибавляют к ней «не менее». 

Спустя восемьдесят лет о местах массовых захоронений (по официальным данным, в России их около 90) узнают по рассказам участников и свидетелей событий и косвенным документам из архивов органов госбезопасности. На некоторые захоронения буквально натыкаются случайно (захоронение во дворе жилого дома поселка «Шершни» Челябинской области обнаружили, когда хозяйка решила обновить водопровод), о некоторых позволяют судить случайно найденные в делах офицеров и осужденных подсказки, вокруг иных «братских могил» слагают городские легенды.

В 2014-2015 году, когда создавалась концепция по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, регионы отчитывались о том, обнаружено ли у них место массового захоронения и насколько оно мемориализовано. Еще раз подтвердилось, что в каждом уголке России есть хотя бы одно место, куда приходят родственники репрессированных. Уровень мемориализации, конечно, разный, и статус у этих мест тоже разный: мемориальный комплекс, мемориальное кладбище, объект культурного значения. Татьяна Полянская, старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа, рассказывает:

«В конце 80-х, в начале 90-х потомкам репрессированных было важнее знать не конкретное место, не его размеры, а просто иметь место, куда можно прийти помянуть, положить цветы, вспомнить своих родителей. Тогда еще не задавались вопросом о точной территории — нашли место, сделали три раскопа, теперь это место мемориальное, его можно посещать».

Основной фактурой экспозиции стала земля с мест захоронений. Помещение, в котором расположена выставка, оформлено в виде ямы или темного склепа. Это неслучайно, ведь именно в земле сокрыты очень многие тайны Большого террора. Татьяна Полянская рассказывает:

«Историки знакомы с основной статистикой, механизмом проведения репрессий,  причинами начала Большого террора и  причинами его окончания. А вот что касается земли и мест захоронения, то это до сих пор настолько засекреченная история, что профессиональные историки никогда этим не занимались. Занимались чаще всего общественники, инициативные группы, именно те люди, к которым чаще всего обращались потомки репрессированных с просьбой найти место захоронения. Потому что отсутствие документов всегда мешает историку работать. Историк работает с документами, с материалами. Здесь их практически нет».

География выставки обширная. Кураторы рассказали о мемориальных комплексах со всей страны - Челябинский поселок «Шершни» и «Золотая Гора», екатеринбургский «12-ый километр», тульский «Тесницкий лес», томский «Колпашевский яр», ленинградская «Левашовская пустошь», карельский «Сандармох», «Бутовский полигон» и «Коммунарка». Рассказывают о десяти местах, где были захоронены жертвы Большого террора. «Земля-37» у этих мест разная: где-то — почва, где-то — лес, где-то — песок.

Интересную историю привезли в Москву с Колпашевского яра. Экспонат оттуда — это пески с обрыва. Колпашевский яр — захоронение около города Колпашево на берегу реки Оби. В 1979 году, накануне праздника Первомая из-за изменения русла Оби размыло берег неподалеку от места, где в 30-х годах стояла Колпашевская тюрьма. Человеческие останки просто стали падать в реку. Оказалось, что на месте размыва находилось захоронение. 

Об этом сообщили в Москву, всю территорию оцепили, запретили судоходство. Силами КГБ и МВД провели «санитарную операцию»: люди из органов внутренних дел уничтожали трупы заключенных. Среди жителей распространили легенду, что там захоронены те, кто был расстрелян во время войны — предатели и диверсанты, но не жертвы репрессий. О событиях того времени рассказывает документальный фильм. 

На выставке также показали уникальные архивные документы, которые помогли историкам обнаружить и исследовать захоронения. Косвенными свидетельствами стали документальные письма, сопроводительные записки и даже фрагменты уголовных дел. О том, как удалось обнаружить захоронение узников Соловецкой тюрьмы особого назначения на урочище Сандармох, рассказывает Анатолий Разумов — один из самых известных в России историков, работающих с темой Большого террора, руководитель центра «Возвращённые имена» при Российской национальной библиотеке:

«В архивах ФСБ по Ленинградской области, [мы отыскали] сначала дело Матвеева, капитана госбезопасности, заместитель начальника административно-хозяйственного управления НКВД Ленинградской области, который был арестован в 1938 году за превышение должностных полномочий. В его деле оказались свидетельства о том, что как раз расстрелы проходили в определенном месте. Об этом и о других свидетельствах мы рассказываем о выставке. Также одно из свидетельств — это выданное Матвееву удостоверение, от 16 октября 1937 года, в том, что он командирован в район ВВК для выполнения специального поручения управления НКВД Ленинградской области. Дело в том, что соловецкие узники были приговорены к высшей мере особой «тройкой» под Ленинградской областью. И это дало толчок, скажем так, хотя бы к какому-то региону поиска места захоронения. И здесь также документы о том, что убили 1116 человек. Это первый соловецкий этап приговоренных. Есть и иные документы, которые помогли определить место захоронения расстрелянных в Ленинградской области, с ними вы познакомитесь на выставке».

Всего, по оценкам историков, таких соловецких «этапов» три, но о местах захоронений двух — неизвестно, но Анатолий Яковлевич Разумов говорит, что уже на протяжении нескольких десятилетий ищет захоронение и второго, и третьего Соловецкого этапов. Места эти до сих пор не найдены, но память о жертвах Соловков и других лагерей продолжает жить.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...