Срочные новости раздела
Был настоящим другом и человеком: за что Туманова так сильно уважал Высоцкий

Был настоящим другом и человеком: за что Туманова так сильно уважал Высоцкий

— Василий Константинович, Туманов сильно болел в последние годы — мешало ли это вашему общению с ним?

— Мы могли физически не видеться — не потому, что дружба закончилась, — нет, ни в коем случае. Я все время контролировал по телефону, где он и что с ним. Но встречаться с ним в последнее время было очень тяжело, он многих не узнавал или вспоминал урывками. Поэтому общаться было невозможно, и беспокоить его не хотелось. Как бы это выглядело — приехал, увидел, посидел с ним, расстроился и уехал. Я считаю, что так правильно было, может, кто-то по-другому думает...

А так с Вадимом Ивановичем я с 1980-х, сорок лет длилась наша дружба. Мало того, я был с ним на ты — он заставлял меня звать его Вадимом, но привыкнуть было к этому тяжело, и я все время скатывался и говорил «Вадим Иванович»…

— Когда вы впервые увиделись с Тумановым, вам было понятно с первых секунд — это мой будущий друг, с этим человеком мне по пути?

— Трудно ответить. Но то, что он был мне интересен и что он охотно шел на контакт, — это правда. Я сам человек деликатный, не люблю лезть в глаза и надоедать, желание дружить должно быть взаимным, но как раз эту взаимность я сразу почувствовал. Он всегда звал меня к себе, мы подолгу разговаривали и гуляли — он хотел, чтобы я с ним поехал по тем самым местам Колымы, где он несправедливо отбывал свое наказание, в Печору (старательскую артель золотодобытчиков. — И.В.)...

— У вас есть дома книга «Все потерять — и вновь начать с мечты…». Как он подписал вам ее?

— Книга переиздавалась, так что он мне ее два раза подписывал. Последняя дарственная надпись звучит так: «Желаю счастья и только».

— Как вы оцениваете мемуары Туманова в качестве документального свидетельства о сталинской эпохе и последующем отрезке истории нашей страны?

— Считаю очень ценной. По крайней мере, покруче Солженицына и остальных, кто пытался это все описать. Варлам Шаламов тоже для меня имеет огромное значение, но когда открываешь книгу Вадима Ивановича, понимаешь, что читаешь не о каком-то абстрактном событии и абстрактных людях, которых ты не знаешь, и можешь их представить лишь умозрительно. Еще до выхода в свет мемуаров я знал отдельные куски, слышал миллион раз от Вадима какие-то истории. И я всегда Володю Высоцкого в этом смысле вспоминал:

Ни единою буквой не лгу, не лгу,

Он был чистого слога слуга, слуга.

Он писал ей стихи на снегу, на снегу —

К сожалению, тают снега, снега.

Особенно ценны там рассказы о Римме (Римме Васильевне Тумановой, супруге Вадима Ивановича. — И.В.). Он говорил: меня только любовь не предала тогда, хотя друзья предавали, сама жизнь предавала…

— Недавно на выставке в Москве посетителям дали представление о советских лагерях, разместив на дорогом бархате в стеклянной витрине моток колючей проволоки, потертую алюминиевую ложку и тарелку. А были ли у Вадима Туманова подобные предметы, напоминающие о местах, куда попадали репрессированные?

— Нет, не было — по крайней мере, я не видел. Но зато видел тонны книг, в том числе о нем, книги друзей — Туманов был удивительно много читающим человеком. И меня поразили хранящиеся у него дома кассеты с записями посиделок с Высоцким: пленка крутится, и ты слышишь, как ложка размешивает чай, щелкает зажигалка и кто-то прикуривает сигарету, — все это настолько живое, что не передать — ощущение, что вот они сидят в комнате: Вадим, Володя…

Я настаивал часто и сильно на необходимости оцифровать записи, потому что пленка рассыплется, потому что любой носитель недолговечен, но он отвечал: «Значит, пусть это и уйдет со мной». А я немало слышал того, что вообще нигде не публиковалось и не звучало…

— Какая черта характера Туманова зацепила Высоцкого?

— Наверное, его целостность как мужчины. Он говорил только то, что думал, не юлил, а если кто-то это делал, возмущался: «Что ты, как та сука, хвостом виляешь?» Володя был младше Вадима Ивановича и силу его характера, его личности хорошо чувствовал — поэтому столько песен ему посвятил. Высоцкий ездил к Туманову в артели, а Вадим Иванович мечтал увезти его и спрятать где-нибудь на заимке, чтобы он был только с природой, надеялся так его вытащить… Но не получилось.

— День ухода Высоцкого Вадим Туманов чтил как-то особенно?

— И в день смерти, и в день рождения, если только Туманов не сильно болел, мы вспоминали Высоцкого. Я с Вадимом Ивановичем частенько мотался на Ваганьковское кладбище. Помню, мы пошли на допремьерный показ фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой…». И как Вадим ругался — ему не понравилась картина, но это не имело отношения к его дружбе с Никитой (сыном Высоцкого и Людмилы Абрамовой. — И.В.).

— Я читаю статьи своих предшественников в «Московском комсомольце» о том, как Туманова избивали до полусмерти в лагере после каждой попытки побега, но он снова и снова пытался бежать, не желая мириться с абсурдностью приговора. И одна мысль приходит в голову: кажется, любому современному человеку дай разок под дых, и он успокоится. История почти лермонтовская — да, были люди, не то, что нынешнее племя…

— Думаю, не нужно судить обо всем нынешнем поколении, но многие виляют хвостом. Но я бываю и там, где, казалось бы, молодые ребята, еще вчера бывшие на «гражданке» совершенно другими… Но посмотрите — сама жизнь сделала из них настоящих мужчин.

— Там — это в зоне проведения спецоперации?

— Да.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...