Россияне, открывшие филиалы своих компаний в Эмиратах, столкнулись со сложностями при ведении бизнеса в стране. Особенно тяжело пришлось предпринимателям, переехавшим туда недавно: банки к этому времени ужесточили условия открытия счетов, а логистические сложности успели обостриться. На фоне притока иммигрантов в Дубае выросли цены и подорожала недвижимость, из-за чего об уходе с этого рынка сейчас задумывается каждый второй российский бизнесмен. Как разница менталитетов и гендерный вопрос влияют на особенности работы в ОАЭ и проще ли обстоит ситуация в других странах — в материале «Ленты.ру».
Компании из России с 2022 года открыли за рубежом более 11 тысяч своих представительств. Об этом говорится в исследовании компании «Финион», изучившей данные статистических служб дружественных стран — Сербии, ОАЭ, Киргизии и Армении. Больше всего — порядка 9 тысяч филиалов российских фирм — появилось на балканском полуострове. На втором месте в этом перечне оказались Эмираты с показателем в 1,6 тысячи представительств, на третьем — Киргизия и Армения (800 и 450 филиалов соответственно).
Отечественный бизнес за рубежом чувствует себя неплохо, но время от времени сталкивается с трудностями, связанными с политикой банков и взаиморасчетами, отмечал этой весной директор компании «Финион» Вячеслав Картамышев. В ОАЭ эти проблемы обозначились в феврале 2024 года: тогда стало известно, что крупные банки Эмиратов ограничили расчеты с Россией из-за рисков попадания под вторичные санкции.
First Abu Dhabi Bank и Dubai Islamic Bank заблокировали несколько счетов, связанных с торговлей российскими товарами, проинформировало читателей в марте агентство Reuters. Тогда же The Wall Street Journal сообщила о прекращении приема переводов в рублях банком Emirates NBD. Финансовая организация остановила работу отдела, ориентированного на Россию, а также закрыла некоторые российские счета, отмечалось в публикации. При этом источники Forbes информацию не подтвердили: они заявили, что отдел продолжает работу, а банк все еще обслуживает счета богатых россиян, не включенных в санкционные списки.
Фото: Kamran Jebreili / AP
Тема долгое время была на слуху, и предприниматели искали выход из ситуации. Среди возможных вариантов они называли переход в банки, которыми владеют исключительно арабы (без присутствия в составе учредителей зарубежных юрлиц), и открытие счетов для компаний в других юрисдикциях, в том числе в регионе Персидского залива.
Изменение политики финансовых организаций сказалось только на релокантах, не успевших закрепиться в ОАЭ, комментировал эту тему генеральный секретарь Российского совета предпринимателей в Дубае Сергей Токарев. Со сложностями столкнулись лишь предприниматели, переехавшие в Эмираты не так давно: у большинства не оказалось на руках документов, подтверждающих ведение бизнеса в России, а банкам они были нужны. Теоретически возможность открыть счет у россиян все еще сохранялась, но для этого требовалось выполнить множество условий.
задумываются о возвращении в Россию
Из-за логистических и банковских проблем некоторые учредители из России и вовсе отказались от выхода на рынок Эмиратов. Так, по сведениям агентства Bloomberg, поступил «Норникель». В самой горно-металлургической компании ситуацию не комментировали.
Впоследствии выяснилось, что финансовый аспект — не единственная трудность, с которой столкнулись россияне в Эмиратах. Многие бизнесмены, пытавшиеся начать работу в ОАЭ, вернулись в Россию с серьезными убытками, пишет РБК Pro. Об уходе с арабского рынка, по их словам, сейчас размышляет каждый второй российский предприниматель.
«Порядка 15-20 процентов бизнесменов, ранее ушедших работать за рубеж, рассматривают возможность возвращения в Россию. Это в значительной степени касается компаний, у которых 50 процентов выручки приходится на российский рынок», — подтвердил в разговоре с «Лентой.ру» международный инвестор и серийный предприниматель Оскар Хартманн. Сложности с ведением бизнеса создают разница менталитетов, отсутствие связей и большое количество затрат. Последнее особенно бьет по небольшим фирмам.
По данным Bloomberg, россияне стали реже рассматривать Дубай для приобретения объектов недвижимости. Представитель консалтинговой компании Henley & Partners Филипп Амаранте рассказал, что его клиенты из РФ пошли по одному из двух путей: одни сократили количество принадлежащих им объектов недвижимости в Дубае, другие, сохранив какую-то часть, вернулись обратно в Москву или переехали в более привлекательные локации, такие как Маврикий. Среди причин отъезда отечественных предпринимателей агентство называет рост арендной платы и общее увеличение цен в ОАЭ на фоне притока иммигрантов.
Владелец и гендиректор ивент-агентства Big Jack Николай Андреев свое возвращение в Москву из Дубая объяснил дороговизной жизни в ОАЭ. Некомфортная жизнь в эмирате, с его слов, обходится втрое дороже комфортной жизни в российской столице. «Мой бизнес в Дубае связан с яхтами, я его отстроил и могу вести удаленно», — отметил спикер. Российский же бизнес требует большей вовлеченности, и личное присутствие в стране способствует развитию дела, подчеркнул он.
Мужчина проезжает на велосипеде мимо головного офиса Emirates NBD в Дубае, ОАЭ
Фото: Satish Kumar / Reuters
C трудностями при открытии школы танцев в Дубае столкнулась и блогер Александра Митрошина. Переехав в ОАЭ в 2022 году, она решила открыть там свою школу танцев. Подходящее помещение удалось найти в тот же год, с одним нюансом — из жилого назначения его предстояло перевести в коммерческое. Но спустя пять месяцев этот вопрос так и не удалось решить: Митрошина лишь потеряла деньги, потраченные на подачу заявок на перевод. От этого варианта ей пришлось отказаться.
В первой половине 2023-го предпринимательница смогла найти новое помещение и заключила договор со строительной компанией, считающейся одной из самых надежных в Дубае. Однако блогер снова оказалась лицом к лицу с чередой согласований, и следующие полгода работала над утверждением договора аренды и самим проектом. Согласно местным законам, строительная компания имеет право отслеживать изменения в дизайне помещения на каждом этапе, вплоть до декоративных деталей. Все это сдвинуло открытие школы танцев еще на несколько месяцев.
Фото: Tom Dulat / Getty Images
В ответ на вопрос о сроках окончания проекта зачастую можно услышать «Иншалла» («если на то будет воля Аллаха») или просто tomorrow («в ближайшем будущем»), делится с журналистами СЕО сети кофеен Drinkit Dubai Екатерина Бородич. Дедлайны в ОАЭ соблюдаются редко, поэтому стоит заранее быть готовым к тому, что все пойдет не по плану и сроки запуска бизнеса сдвинутся, предупреждает она.
Изменение условий, прописанных в контракте, здесь также не редкость, говорит гендиректор работающих в сфере недвижимости компаний Gaia Living Real Estate и Renascence Аслан Патов. Руководители или коллеги тех или иных клиентов часто подключаются к сделке в тот момент, когда договоренности уже достигнуты, и начинают в одностороннем порядке пытаться их изменить, добавляет он. Достаточно часто встречаются и задержки зарплат, а причины при этом озвучиваются самые разные.
Наличие связей в Дубае также не гарантирует идеального результата. СЕО ювелирного магазина Poison Drop Dubai Андрей Мигунов вспоминает, как местный консультант зарегистрировал его компанию в ненужном месте и допустил юридические ошибки, приведшие к лишним затратам. Ненадежными оказались и логистический провайдер, отказавшийся от работы с продавцом ювелирных изделий после санкционной волны, и PR-служба, в которую фирма обратилась за продвижением. Путем проб и ошибок в PD нашли наиболее комфортный подход: делать все своими силами.
Фото: Nariman El-Mofty / AP
Основатель рекламного агентства 7MARCH (Россия, ОАЭ) Евгения Красноярцева главной сложностью в Эмиратах называет большое количество бюрократических процессов. Многие услуги, которые в России были привычными и бесплатными, там делаются долго и дорого, вспоминает она.
Большое влияние, по ее словам, оказывает и культура Эмиратов. Женщинам в целом сложнее развиваться в ОАЭ, а если вы женщина-руководитель, то миссия «буквально невыполнима», говорит Красноярцева. Впрочем, основательницу рекламного агентства 7MARCH перечисленные трудности не останавливают. «Для нас это практически единственный шанс работать с международными клиентами», — объясняет она.
Например, чтобы уволить сотрудника, мне пришлось собирать тысячи документов, заплатить более 1 миллиона рублей, а впоследствии выяснилось, что из-за мелкой ошибки я попала на крупный штраф от министерства труда. И это только один сотрудник. Бизнес вести значительно сложнее — каждый шаг нужно делать только с помощью грамотных консультантов, иначе снова появятся штрафы от налоговой и других структур
Задачей со звездочкой предприниматели из России называют и поиск в ОАЭ местных кадров. Для живущих там арабов и индийцев затраченные усилия являются не менее важными, чем результат, говорит основатель ремонтной компании Interion Артем Рыльников. Фразу «я же старался!» от них можно услышать даже в том случае, когда нужный результат не достигнут, а поставленная задача не выполнена, подчеркивает он. При этом местное законодательство, как правило, встает на сторону персонала, обязывая работодателя выплатить ему полную зарплату даже в том случае, если рабочий нанес компании вред.
Перенос бизнеса в другую страну — дорогостоящий эксперимент, требующий длительной и кропотливой подготовки, присоединяется к обсуждению президент Российского клуба финансовых директоров Ирина Арехина. Начинать дело с нуля в стране с незнакомым менталитетом и непривычной финансовой системой очень сложно, поэтому чаще всего предприниматели просто переносят рабочие места в другую страну. При этом формирование финансовых потоков такого бизнеса идет на прежних рынках, заключает спикер.
«ОАЭ изначально выглядели не лучшим вариантом для размещения офисов — слишком высокий уровень арендных ставок. Это сломало финансовые модели предприятий, ранее работавших в России. Удивительно, что разговоры о массовых закрытиях открытых в Эмиратах филиалов начались только сейчас», — рассуждает Арехина.
Фото: Юрий Самодуров / Коммерсантъ
Решаясь на международную экспансию, следует быть готовыми к тому, что первые год-полтора могут оказаться убыточными, а выход на операционную прибыль займет в среднем два-три года, предупреждает Хартманн. В IT-сфере затраты на открытие офиса и наем персонала в Европе или США могут быть в 3-5 раз выше, чем в России. В производственном секторе начальные инвестиции, с его слов, часто превышают российские аналоги на 40-60 процентов.
Переехав в другую юрисдикцию, российский бизнес теряет своих традиционных клиентов и сталкивается с трудностями в их поиске, солидарен с коллегами эксперт по финансовым рынкам Николай Солабуто. Из-за разницы менталитетов укоренившиеся ранее рекламные компании не дают результат: в других странах своя конкуренция, и местные клиенты предпочитают местных же поставщиков услуг. При таких вводных не стоит удивляться, что отечественные компании потихоньку возвращаются в Россию, заключает он.
Большой приток в ОАЭ туристов и релокантов из разных стран делает аудиторию максимально «фрагментированной», говорит Мигунов. Люди следят за разными брендами и лидерами мнений, говорят на разных языках, их образ жизни и уровень дохода сильно отличается. Из-за этого компаниям бывает непросто найти подход к клиентам и сохранить свое первоначальное лицо. При этом основное население Дубая предпочитает роскошь и классический подход, а новые модные тренды здесь не всегда «заходят», добавляет представитель Poison Drop.
Еще одно важное отличие Эмиратов кроется в том, что онлайн-проекты там гораздо менее востребованы. Выходя в ОАЭ, Poison Drop собиралась позиционировать себя как онлайн-компанию, поскольку это дает возможность начать работу, имея небольшие капитальные инвестиции. Уже на месте выяснилось, что такое продвижение действует лишь на экспатов, уже знакомых с этим брендом. Коренное население же все еще любит устраивать шопинг в моллах.
В 2022-2023 годах иностранцы, включая россиян, действительно способствовали удорожанию недвижимости в ОАЭ, говорит партнер адвокатского бюро NSP Роман Макаров. Сейчас же цены находятся на плато (после рекордного подорожания в августе 2023-го), и предпосылок для их повышения эксперт не наблюдает. Серьезный отток экспатов из Эмиратов может произойти в случае двукратного повышения цен на недвижимость (как покупку, так и аренду), поскольку проживание там перестанет быть для них по-настоящему комфортным, заключает он.
занимает открытие банковского счета для российской компании за границей
Ситуация для российского бизнеса за рубежом сейчас является непростой, говорит Хартманн. По его наблюдениям, около 70 процентов российских предпринимателей сталкиваются с трудностями не только в ОАЭ, но и в Европе, Турции, странах бывшего СССР. В среднем открытие банковского счета для российской компании теперь занимает от 3 до 6 месяцев вместо прежних 2-4 недель, констатирует собеседник «Ленты.ру».
В период высокой активности процесса релокации многие компании выбрали Турцию, замечает Арехина. Однако в стране не совсем просто получить рабочую визу, поэтому рабочие-релоканты довольно быстро покинули эту страну, делится она наблюдениями.
Все еще привлекательными для открытия филиалов компаний, по словам президента Российского клуба финансовых директоров, остаются страны Юго-Восточной Азии. Этому способствует упрощенный визовый режим и относительно недорогая аренда коммерческой недвижимости.
Фото: Amr Alfiky / Reuters
Значительного оттока российских предпринимателей из Индонезии в последнее время не заметила и глава индонезийского подразделения риелторской сети «Этажи» и основатель Global Investment Property Ольга Горхиян. Страна сейчас привлекательна для бизнесменов со всего мира, и один из факторов этого — льготное налогообложение. Вместо 10 процентов от оборота компании платят лишь 0,5 процента (при условии, что их оборот не достиг 350 тысяч долларов). Вторым фактором собеседница «Ленты.ру» называет доступный ВНЖ, для получения которого достаточно открыть компанию в стране.
Некоторые страны ближнего зарубежья, такие как Грузия и Казахстан, также привлекательны за счет арендных цен и возможности быстро вернуться в Россию. Кроме того, многие уехали в Сербию, где довольно просто зарегистрировать предприятие, а аренда недвижимости остается доступной, напоминает Арехина.
На текущий момент основные передвижения бизнеса уже закончены, убеждена президент Российского клуба финансовых директоров. «Те, кто смог обосноваться за рубежом и перенастроить финансовые потоки, вряд ли будут сейчас что-то менять. Те, кто не смог этого сделать, — уже вернулись в Россию», — резюмирует она.