Экспозиция занимает один зал. Сравнивать живопись Евгения Гороховского и графику Эдуарда Гороховского в обывательском смысле — чтобы понять, кто лучше, кто хуже, — бессмысленно. Кураторы предлагают максимально отойти от «дословных» сравнений и отказаться от ярлыков «старший» и «младший». Оба художника через свои работы предстают на выставке равновеликими, по-разному интересными. Марина Образцова, основатель галереи, рассказывает:
«В июне исполнилось 95 лет Эдуарду Семеновичу Гороховскому. Эдуард Семенович в своем творчестве проводил исследовательские работы по изменению, как меняются люди, как меняются лица, как меняется образ жизни. Евгений — немножко другой художник, но тоже интересный — метафизика, астрология, космизм... Недавно я была на выставке Васнецовых в Новой Третьяковке и была потрясена параллелями. У Аполлинария Васнецова космическое отношение ко всему, к связи человека и природы — мы думали, что это только сейчас актуально, а оказывается, все это давно было... Хорошо, что есть диалог отца и сына, это очень здорово».
В 1970-х новосибирский художник Эдуард Гороховский переехал в Москву и вошел в круги столичных концептуалистов — Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Владимира Янкилевского. Эдуард Гороховский увлекся фотоавангардом и начал делать фотоколлажи. Художник собирал архивы старых снимков. Одним из первых он стал переносить фотографии на холст или бумагу с помощью шелкографии — получившиеся работы дорабатывал с помощью карандаша и кисти. Свои картины Эдуард Гороховский называл фотограммами.
Именно фотограммы — портретные и графические коллажи на основе фотографий — показали на выставке. Графические рисунки объединены темой семьи (одна из самых известных серий называется «Семейный фотоальбом»). Эдуард Гороховский исследует в своих работах мир людей, внутренние и внешние конфликты. Визуальные образы Гороховский-старший заимствует со старых фотографий — многие из них датируются временами Российской империи. Заимствует, но не воспроизводит «дословно» — он оживляет старинные фотоизображения, концентрируясь на деталях, придавая им острые формы, «дописывая» фотографии кистью. Кажется, будто Гороховский-старший в коллажах предсказывает тренды современного графического дизайна — эклектику, проявляющуюся в смелости смешения фактур, и «ручную» доработку фотоматериала.
Что же Евгений Эдуардович? Он в 1973 году окончил Школу-студию МХАТ по специальности сценография и начал оформлять спектакли в новосибирском театре «Красный факел». Живописью занимался параллельно — во многом его вдохновляло влияние отца и других лидеров неофициального искусства, в первую очередь Булатова и Кабакова. В начале 90-х сконцентрировался на создании масштабных живописных полотен в технике фотореализма. Его считают одним из самых известных отечественных фотореалистов — а по масштабу сравнивают с американским прародителем этого направления Чаком Клоузом.
Евгений Эдуардович с фотографической точностью воспроизводит на полотнах пейзажи из разных уголков Земли — от Самары до Андалусии, и добавляет элементы живописного коллажа: звезды, орнаменты, полупрозрачные контуры. Искусствоведы считают, что его картины близки символизму — поскольку в своих картинах он избегал реалистичной прямолинейности и как будто бы создавал на основе привычных пейзажей космические и мистические параллельные реальности.
Например, о работе «Интервал предчувствия (Космические влияния неумолимо свершаются сначала на каузальном плане)» Евгений Эдуардович писал: «Однажды, гуляя по Самаре, я сфотографировал здание городского УВД, а потом отчего-то изобразил его столкновение с планетой Марс, которую астрологи называют «планетой малого несчастья» и считают, что она является причиной войн, огня и разрушений. 10 февраля 1999 года появилось сообщение о том, что здание сгорело... Почему-то захотелось «усилить» это негативное влияние Марса — так вместо одной получились три планеты...».
В красоте обычного мира он умел видеть метафизический смысл — и переносил это сочетание на полотна. На выставке его произведения сопровождаются авторскими текстами, искусствоведческими комментариями из семейного архива — их, как и многие картины, предоставила вдова художника, Людмила Николаевна Гороховская.