Срочные новости раздела
В Ясной Поляне «Воскресение» Толстого сыграли под открытым небом

В Ясной Поляне «Воскресение» Толстого сыграли под открытым небом

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех великих романов Льва Толстого, - ни с чем не сравнимое  ощущение. Хотя к вечеру резко похолодало, несмотря на дневную жару, и зрители кутались в пледы. А  во время предыдущего  показа пошел сильный дождь, подыгрывая потокам светового дождя на сцене.

  «Воскресенье» - не простой материал, но художественный руководитель нашего театра Валерий Фокин откликнулся на мое предложение. – рассказывает Никита Кобелев, для которого это  первый спектакль в качестве главного режиссёра. - Лев Николаевич – автор не чуждый театру. И в дореволюционное, и советское время пьесы Толстого шли на одной из старейших сцен. Валерий Фокин ставил его пьесу «Живой труп». Роман «Воскресение» редко ставиться на сцене и это тоже определенный вызов (хотя в этом сезоне еще два театра Петербурга обратились к нему – С.Х.). Спектакль масштабный, большой. Он начинался осторожно. Мы его выпустили на Новой сцене, рассчитанной на 200 мест, но после премьеры Валерий Фокин принял решение играть его на исторической сцене. И мы уже сыграли  там несколько спектаклей. 

 Большое пространство больше соответствует масштабу Толстого. Великие  смыслы даже небольших его произведений приобретают там размах. Толстой - сложный для театра автор, и важно ему соответствовать. Наше прочтение романа своеобразное. Мы пытались сохранить его дух, но когда ставишь роман всегда приходится выбирать, что для тебя важно сегодня, какие темы откликаются. Надо найти стиль,  чтобы это было современно, не музейно, не отдавало бы нафталином, но  соответствовало бы автору. Это очень тонкая грань, которую я пытался пройти, чтобы сделать живым толстовское слово. Рассказано все  театральным языком. Мы позволили себе вольность, добавив другие произведения Льва Николаевича. Сам Толстой писал о том, что хотел бы ввести в «Воскресение» мотивы других своих произведений». 

 Сценическую адаптацию романа Никита Кобелев сделал с драматургом Дмитрием Богославским, включив в нее сцены из  «Крейцеровой сонаты», «Отца Сергия», неоконченного рассказ «Записки сумасшедшего». Увы, это выглядит  иллюстративно и упрощенно,  особенно это касается вставного номера с отцом Сергием и  блудницей. 

Роль Дмитрия Нехлюдова в Ясной Поляне сыграл не Тихон Жизневский, который ее репетировал и сыграл в день премьеры в Петербурге, а Виктор Шуралёв.  А Катюшу Маслову – прелестная актриса, настоящая звезда Александринки Анна Блинова, которую мы выдели  в роли Сони Мармеладовой  в «Преступлении и наказании», Комиссара -  в «Оптимистической трагедии, Наны в одноименном спектакле Андрия Жолдака по роману Эмиля Золя, где она виртуозна.

Декорации Наны Абдрашитовой поначалу кажутся слишком тяжеловесными и малоподвижными, но потом они заживут по мере развития сюжета. Вагон тут как символ куда-то летящей жизни. Он будет придет в движение, будет разъят на части, сложится в разные конфигурации.  На этом поезде Катюша Маслова отправится в Сибирь вместе с другими заключенными. В нем же сыграют сцены из «Отца Сергия» и «Крейцеровой сонаты». За окнами будут меняться  пейзажи, замерцают  ночные огни, создавая иллюзию скорости. 

Обычное утро князя Нехлюдова накануне суда. Он должен участвовать в нем как присяжный заседатель и еще не знает, что  встретит там Катюшу Маслову, жизнь которой пошла под откос после их встречи. Утро вполне  типичное  для человека данного круга и положения. Но есть что-то настораживающее в Нехлюдове. Позднее станет ясно, что у него нежная душа.  Рядом с ним, как тень, все время находится покойная мать, которую играет Ольга Белинская. Она определенно из сегодняшнего дня  и  настроений сына не разделяет. Здесь все в современных костюмах и живут на скоростях. 

В Катюше Масловой не сразу узнаешь Анну Блинову. Она не хрупкая, воздушная девушка, а вполне заурядная, приземленная женщина, которую жизнь изрядно потрепала.  Органика актрисы кажется безжалостно разрушенной  новым для нее образом. Предложение  Нехлюдова жениться  Катюша отвергает, но помочь сокамерницам, используя его расположение,  – совсем другое дело. И Нехлюдов возьмет на себя это бремя, удивляя людей своего круга.  

В нем угадываются черты и биография самого Толстого. В Ясной Поляне рассказывают, что в молодые годы Лев Николаевич, по его собственному признанию, вел дурную жизнь. Некоторые ее события мучили его многие годы. У него была связь с крестьянкой еще до женитьбы на Софье Андреевне. Он соблазнил горничную, а потом ее прогнал. Девушка погибла. «Воскресение» в этом смысле как позднее раскаяние. Роман и теперь живее всех живых. Он как свидетельство того,  насколько милостивым  и восприимчивым  к   страданиям человека был  Толстой. Справедливость или милосердие? Он  выбирал милосердие.  И в спектакле это есть.

   «В этом году мы закончили трилогию главных романов Льва Николаевича, - говорит прапраправнучка писателя Екатерина Толстая. -  В 2022 году центральным событием стал показ спектакля «Война и мир»  Театра Вахтангова, в 2023-м — балета «Анна Каренина» Большого театра. В этом году - «Воскресение». Теперь нам хотелось бы сконцентрироваться на произведениях малых форм. У Льва Толстого есть замечательные повести и рассказы, о которых не всегда так же часто говорят, как о романах. И, конечно, фестиваль продолжит ставить эксперименты — в жанрах, форматах и новых способах подачи творчества Льва Николаевича Толстого». 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...