Срочные новости раздела
Ушла из жизни «Терпсихора русского балета»

Ушла из жизни «Терпсихора русского балета»

Марина Кондратьева родилась 1 февраля 1934 года в Ленинграде, в семье известнейшего ученого, академика, специалиста в области физической химии – В. Н. Кондратьева. Отец был всегда главным человеком в ее жизни. Да и своей дочерью академик Кондратьев всегда очень гордился, и любил рассказывать о том, что как-то на лекции за рубежом, у него поинтересовались, не родственник ли он известной балерины Кондратьевой…

Но связями отца Марина Викторовна никогда не пользовалась. Даже при поступлении в Московское хореографическое училище, куда ее рекомендовала сама А. Я. Ваганова, она скрыла свою родословную. Только один раз в жизни, когда не могла попасть на похороны своей трагически погибшей, любимой первой ученицы Маргариты Перкун-Бебезиче, смерть которой стала для нее страшным ударом, обратилась к президенту Академии наук академику Анатолию Александрову и прилетела в Москву на его самолете… 

В жизни Марину Викторовну всегда отличала истинная интеллигентность и большая скромность. Она не пиарила себя на всех углах, как некоторые современные артисты балета, не кричала о своих заслугах, которые были в балете действительно велики. А тихо делала своё дело. Никто среди ее учениц не помнит, чтобы она когда-либо повысила голос. И воспитала целую плеяду известных сейчас на весь мир балерин: Аллу Михальченко, Надежду Грачеву, Анну Антоничеву, Нину Капцову, Екатерину Шипулину, Джу Юн Бэ, Наталью Осипову, Ольгу Смирнову, Юлию Степанову.

А ее педагогом в театре, куда она пришла сразу по окончании училища в 1952 году по классу Галины Петровой, была легендарная Марина Семенова. А уже через четыре года на тех самых исторических первых зарубежных гастролях Большого в Лондоне в 1956 году танцевала в очередь с Галиной Улановой и Раисой Стручковой. С Галиной Улановой она вообще была очень близка и дружила всю жизнь, дела с ней гримуборную, и даже вместе, как педагоги, по поручению фонда Баланчина работали над балетом Сергея Прокофьева «Блудный сын», знаменитой постановкой дягилевских «Русских сезонов», ставшей для Большого театра в то время большим прорывом. 

А с Майей Плисецкой через три года в первом составе Марина Кондратьева танцевала Катерину в обозначившим смену эпох шедевре Юрия Григоровича «Каменный цветок», когда Плисецкая исполняла роль Хозяйки медной горы. Именно этот балет вызвал триумф на других исторических гастролях Большого театра, уже в США, когда импресарио Сол Юрок захотел представить американскому зрителю и лично президенту США Кеннеди и его супруге Жаклин все многоцветие русского балета и его главных звезд: Плисецкую, Кондратьеву, Мариса Лиепу и Николая Фадеечева. Сохранилась фотография, где на ступеньках Белого дома рядом с Жаклин Кеннеди, стоят уже не выступавшая на сцене Галина Уланова, Майя Плисецкая и еще совсем молоденькая, но уже набирающая положение в труппе Марина Кондратьева.

А когда Майя Михайловна задумала ставить свой балет «Анна Каренина», дублировать партию Анны, которую танцевала сама, доверила именно Кондратьевой. В партии Анны Карениной Марина Викторовна выходила до самого конца своей сценической карьеры.

Главным партнером Марины Викторовны стал легендарный Марис Лиепа. Хотя она танцевала и с не мене именитыми танцовщиками, такими как Николай Фадеечев, Михаил Лавровский и даже молодой Александр Годунов.

Великий хореограф Касьян Голейзовский писал о ее искусстве: «Если бы Терпсихора существовала в действительности, воплощением ее была бы Марина Кондратьева. Не знаешь и не можешь уловить, когда она опускается на землю. То видишь только одни ее глаза, то легкие изящные ноги, то только одни выразительные руки. Все вместе они рассказывают убедительным языком чудесные истории. Но вот еле заметный поворот плеча — и ее нет… и кажется, что ее вообще не было. Она, как раннее розовое облачко, то появляется, то тает на глазах».

Хотя она и танцевала главные партии во всех трех балетах Чайковского и в других известных сценических постановках, на сцене в своих наиболее значительных ролях - Золушке, которую она исполнила одной из первых в своей карьере, Сюимбике в «Шурале» (балет и был поставлен именно на нее), Джульетте, Марии в «Бахчисарайском фонтане», Жизели, Сильфиде в «Шопениане», Ширин в «Легенде о любви» и в музе Паганини, она и была такой воздушной, невесомой, легкокрылой… И останется в нашей памяти такой навсегда.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...