Срочные новости раздела
Взгляд Ефремова и песня Дорониной: открылась выставка к столетию Татьяны Лиозновой в РОСИЗО

Взгляд Ефремова и песня Дорониной: открылась выставка к столетию Татьяны Лиозновой в РОСИЗО

Если бы она родилась на сто лет раньше она была бы суфражисткой. Если бы Татьяна Михайловна жила и работала сейчас, ее бы признали иконой феминизма. Но Татьяна Лиознова была подлинной дочерью своей эпохи — ее называли «железной леди советского кино». Режиссер говорила, что ее детьми стали ее фильмы.

Экспозицию «Мгновения Татьяны Лиозновой» (Андрей Райкина) поделили на части, посвященные кинокартинам. Всего в фильмографии их восемь: «Рано утром», «Память сердца», «Евдокия», «Им покоряется небо», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Мы нижеподписавшиеся» и «Конец света с последующим симпозиумом».

Но выставка начинается не с фильмов, а с признания — да, Нина Соломатина из «Карнавала» все-таки стала успешной артисткой. Знаменитая сцена: вот Ирина Муравьева поет песню «Спасибо, жизнь», вот за ее выступлением следит полный зрительный зал, а вот в это кресло вы можете присесть. И понять, насколько стихи Роберта Рождественского:

   Спасибо, жизнь, за то, что этот щедрый век

Звучал во мне то щедростью, то болью

За ширь твоих дорог, в которых человек,

Все испытав, становится собою…

перекликаются с миропониманием Татьяны Лиозновой.

Первый зал посвящен атмосфере ранних фильмов: дебюту «Память сердца» по воспоминаниям английского летчика Ральфа Чедвика, в котором главную роль исполнила жена ее мастера Сергея Герасимова Тамара Макарова; полнометражной саге о семейной любви «Евдокия», фильму о дружбе советских летчиков «Им покоряется небо». Воспевание советской атмосферы 60-ых продолжаются в агитационных плакатах. Говорят, что в РОСИЗО собрана самая большая их коллекция.

Цитаты и кадры из фильмов рифмуются с содержанием советских киножурналов. Татьяна Лиознова начала увлекаться документалистикой после выпуска из ВГИКа, и даже ассистировала режиссеру по монтажу в картине «Освобождённый Китай», которую снял ее учитель Сергей Герасимов. Работа с кинохроникой во многом сформировала ее узнаваемый стиль.

    Женщина на заводе: Предохранитель не опускаю, замечаешь?

Надя Смирнова: Не опускаете, да?

Женщина на заводе: От него только хуже. На себя надо надеяться, поняла?

Надя Смирнова: Поняла.

Настроение фильма «Три тополя на Плющихе», вдохновенного песней «Нежность» Александры Пахмутовой, передается через сближение с пластическими искусствами и литературой. Посетители выставки помоложе замирают рядом с коллажем кадров из фильма: невозможно поверить, что советскую действительность (например, поездку Нюры и Саши по улицам Москвы) было возможно запечатлеть с такой поэтичностью. А взгляд, каким Олег Ефремов смотрит  на случайно встреченную им женщину… Любит, все понимает, ничего не может изменить.

Мультижанровому художнику — мультимедийная выставка. Татьяна Лиознова часто обращалась к элементам документального кино, во всех ее ранних самостоятельных работах звучал закадровый голос, музыка к ее фильмам была написана на самые звучные современные стихи, и получившиеся песни («Нежность», «Позвони мне, позвони», «Мгновения») благодаря точному режиссерскому расчету мгновенно становились народными хитами. В экспозиции представили видео-хронику и фрагменты фильмов Лиозновой из коллекции Госфильмофонда, а в некоторых залах выставили повторы легендарных декораций.

Зал, который сделан в стилистике «Карнавала» — самый личный. История создания фильма иллюстрируется точным подбором мизансцен. Картина отразила непростые отношения Татьяны с отцом и матерью, вобрал в себя воспоминания о родном городе и горький опыт первых студенческих ошибок.

Татьяна Лиознова происходила из еврейской семьи, ее отец погиб в начале Великой Отечественной, в 1943 году ее отчислили из ВГИКа - сказали, что не хватает опыта. Об этих фактах необходимо вспомнить, перед тем, как перейти к истории Штирлица.

К «Семнадцати мгновениям весны» подступают осторожно. В центре зала — инсталляция «Осколки», выполненная в технике средневекового готического витража. Кадры из легендарного фильма и биографии прототипов любимых героев рифмуются с документальными снимками военных корреспондентов и живописными картинами с героями Великой Отечественной. А Богоматерь с готического витража смотрит на «Ветеранов» кисти Евсея Моисеенко.

Последние фильмы в творческой биографии художницы для куратора выставки стали поводом поговорить о патриотизме. «Закадровым голосом» этого разговора стал Леня Шиндин из пьесы Александра Гельмана«Мы, нижеподписавшиеся». Главные качества, которые помогают киногерою бороться с несправедливостью системы, — искренность и вера в свои принципы. 

О нем Татьяна Лиознова скажет: «Моего героя роднит с предыдущими одно качество, которое я ценю в людях больше всего, — способность и желание служить своему делу до конца».

Последний фильм Татьяны Лиозновой — «Конец света с последующим симпозиумом» был снят в 1986 году. В стране наступила эпоха «гласности» — и Татьяна Лиознова решила поговорить об опасности ядерного оружия и том, как в погоне за деньгами теряется человеческое лицо. Тема ценности мира на выставке продолжается в пацифистских плакатах конца восьмидесятых, а о духовных ценностях Лиозновой рассказывает документальный фильм, в котором оживают герои ее кинокартин.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...