Срочные новости раздела
Названы имена победителей на фестивале «Голоса истории»

Названы имена победителей на фестивале «Голоса истории»

«Голоса истории» — это биеннале: за два года устроитель фестиваля — Вологодский драматический театр - успевает собрать афишу из спектаклей на исторические темы, что не так-то просто. Поэтому нынешний, шестнадцатый по счету смотр, доукомплектовывали спектаклями (в основном, премьерными) по Пушкину, чей юбилей мы будем праздновать до конца года, и даже по Островскому и Чехову. Всего российские театры северного и северо-западного регионов представили на суд жюри и зрителей двенадцать постановок, так или иначе отражающих исторические события в жизни страны. 

Большую часть из них начинали играть за два часа до полуночи во дворе Консистории Вологодского Кремля, заложенного по указу Иоанна Грозного в 1567 году. Здесь установили трибуны для 600 зрителей, а вековые  стены, купола храмов, колокольня так «работали» мощной декорацией, что казалось, будто никакой другой и не надо.  Колокольный звон спонтанно подзвучивал спектакли, накрывая прописанные для них саунд-треки. Вот она, сила судьбы! – подумала я.

Вероломное колокольное вмешательство носило порой мистический и метафорический характер. Особенно это ощущалось на спектакле, открывавшем фестиваль, — «Борис Годунов» по драме Пушкина. Это премьера Вологодского ТЮЗа в постановке Бориса Гранатова. Хитрым ходом пошли тюзовцы, построив пролог на письмах Пушкина, который своим адресатам явно морочил голову, сообщая, что «Борис» у него то комедией, то трагедией, а, скорее всего, драмой выходит. За переход одного жанра в другой отвечал рассказчик, он же — режиссер, который сидел у края сцены и делал ремарки или мог войти в действие каким-нибудь персонажем. И своими действиями, скажу к чести артиста, ни разу не нарушил ритма постановки. Так и играли «Бориса» — иронично, насмешливо, местами карикатурно, но в результате пришли к подлинной драме — и народа, и власти. Народ, как всегда, безмолвствовал, был несчастлив, а власть, признавая, что, мол, «тяжела ты, шапка Мономаха», теряла не только трон — детей.

 

— Консисторский двор, его сценическая площадка — это что-то фантастическое, — говорит драматург и режиссер Александр Пудин. — И когда сцена и слово резонируют с колоколами, просто отбивающими время, и герои это улавливают, отыгрывают, появляется поразительная глубина смысла. 

«Бориса Годунова» жюри отметило своей «Маской». Но не золотой, а кружевной (Вологда без своего великолепного кружева — не Вологда вовсе) с формулировкой как «убедительно раскрывающий историческое событие». Еще одна «Маска», выполненная в традиции северного чернения,  осталась в Вологде, у хозяев фестиваля — в местной драме, которая к «Голосам истории» подготовила премьеру «Барышни-крестьянки» и тоже по Пушкину. Сентиментальный жанр, в котором написана одна из «Повестей Белкина», перевели в фарс, поэтому зрители на спектакле больше смеялись, чем вздыхали по трогательной любви юных представителей враждующих семей, но не с таким фанатизмом как  Монтекки и Капулетти. В общем, в вологодской постановке все остались живы. 

Поразила всех «Чайка» (режиссёр Анастас Кичик), прилетевшая в Вологду из Северодвинска. Неожиданно чеховская пьеса, с натяжкой подходящая к контенту фестиваля, в прочтении северодвинцев оказалась фаворитом. «Я и предположить не мог, что пьеса, которую я видел несчётное количество раз, может быть настолько необычно и интересно прочитана в неизвестном мне театре, - считает член жюри, худрук московского театра «Человек» Владимир Скворцов. - Теперь я обязательно буду следить за его развитием». «Чайка» из Вологды тоже улетела с черненной «Маской».

22 июня в день памяти и скорби показали три спектакля о войне – «А зори здесь тихие» (Котлас), «Ради жизни» по поэме Твардовского «Василий Теркин» (Череповец) и «Долина гнашей памяти» - два из них увезли спецпризы фестиваля.  За «успешное освоение средствами театра историко-архитектурного пространства» (что в переводе на русский означало «театр органично освоил и присвоил себе исторические стены и здания Кремля») первым оказался Национальный театр Карелии со спектаклем «Куллерво». Театр для детей и молодежи из Череповца  «убедительно соединил классический текст с традициями фольклора русского Севера, показав версию своего «Теркина» - это второй специальный приз. Третий же ушел не спектаклю, а актрисе Лилии Сергеевой из Новгородского областного театра драмы им. Достоевского, виртуозно сыгравшей роль Филицаты в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по Островскому. 

«Долину нашей памяти» привезли из Коми, и в фестивальной афише это был единственный спектакль в формате Театра.doc. Он рассказывал о работе поисковиков-добровольцев, которые по останкам солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, по обрывкам документов, ложкам, истлевшим в земле гимнастеркам восстанавливают имена безымянных героев, тем самым хоть на единицу уменьшая бесконечный список пропавших без вести. И уникальность этого спектакля в том, что трудный, кропотливый поиск ведут сами актеры театра. Пропущенный ими через себя материал, собственный опыт давал спектаклю честную и искреннюю эмоцию. И зрители, не дожидаясь финала, как по команде встали с мест, устроили овацию артистам, какой не получал ни один спектакль фестиваля. Постановщикам прощался искусственный ход повествования, без которого можно было вполне обойтись – боль, отзывающаяся сегодня на далекие события той войны, затмевает недостатки постановки, которых было не так уж и много. А то, что не дали «Маску»… Что ж, не ради же наград  они это делают - ради памяти. И себя, молодых, -  честно,  без громкого,  на показ  патриотизма, который сегодня стал инструментом карьерного роста. А тема исторической памяти прозвучала в исторических стенах Вологды, равно как и  на других площадках,  достаточно убедительно. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...