Срочные новости раздела
Названы имена победителей на фестивале «Голоса истории»

Названы имена победителей на фестивале «Голоса истории»

«Голоса истории» — это биеннале: за два года устроитель фестиваля — Вологодский драматический театр - успевает собрать афишу из спектаклей на исторические темы, что не так-то просто. Поэтому нынешний, шестнадцатый по счету смотр, доукомплектовывали спектаклями (в основном, премьерными) по Пушкину, чей юбилей мы будем праздновать до конца года, и даже по Островскому и Чехову. Всего российские театры северного и северо-западного регионов представили на суд жюри и зрителей двенадцать постановок, так или иначе отражающих исторические события в жизни страны. 

Большую часть из них начинали играть за два часа до полуночи во дворе Консистории Вологодского Кремля, заложенного по указу Иоанна Грозного в 1567 году. Здесь установили трибуны для 600 зрителей, а вековые  стены, купола храмов, колокольня так «работали» мощной декорацией, что казалось, будто никакой другой и не надо.  Колокольный звон спонтанно подзвучивал спектакли, накрывая прописанные для них саунд-треки. Вот она, сила судьбы! – подумала я.

Вероломное колокольное вмешательство носило порой мистический и метафорический характер. Особенно это ощущалось на спектакле, открывавшем фестиваль, — «Борис Годунов» по драме Пушкина. Это премьера Вологодского ТЮЗа в постановке Бориса Гранатова. Хитрым ходом пошли тюзовцы, построив пролог на письмах Пушкина, который своим адресатам явно морочил голову, сообщая, что «Борис» у него то комедией, то трагедией, а, скорее всего, драмой выходит. За переход одного жанра в другой отвечал рассказчик, он же — режиссер, который сидел у края сцены и делал ремарки или мог войти в действие каким-нибудь персонажем. И своими действиями, скажу к чести артиста, ни разу не нарушил ритма постановки. Так и играли «Бориса» — иронично, насмешливо, местами карикатурно, но в результате пришли к подлинной драме — и народа, и власти. Народ, как всегда, безмолвствовал, был несчастлив, а власть, признавая, что, мол, «тяжела ты, шапка Мономаха», теряла не только трон — детей.

 

— Консисторский двор, его сценическая площадка — это что-то фантастическое, — говорит драматург и режиссер Александр Пудин. — И когда сцена и слово резонируют с колоколами, просто отбивающими время, и герои это улавливают, отыгрывают, появляется поразительная глубина смысла. 

«Бориса Годунова» жюри отметило своей «Маской». Но не золотой, а кружевной (Вологда без своего великолепного кружева — не Вологда вовсе) с формулировкой как «убедительно раскрывающий историческое событие». Еще одна «Маска», выполненная в традиции северного чернения,  осталась в Вологде, у хозяев фестиваля — в местной драме, которая к «Голосам истории» подготовила премьеру «Барышни-крестьянки» и тоже по Пушкину. Сентиментальный жанр, в котором написана одна из «Повестей Белкина», перевели в фарс, поэтому зрители на спектакле больше смеялись, чем вздыхали по трогательной любви юных представителей враждующих семей, но не с таким фанатизмом как  Монтекки и Капулетти. В общем, в вологодской постановке все остались живы. 

Поразила всех «Чайка» (режиссёр Анастас Кичик), прилетевшая в Вологду из Северодвинска. Неожиданно чеховская пьеса, с натяжкой подходящая к контенту фестиваля, в прочтении северодвинцев оказалась фаворитом. «Я и предположить не мог, что пьеса, которую я видел несчётное количество раз, может быть настолько необычно и интересно прочитана в неизвестном мне театре, - считает член жюри, худрук московского театра «Человек» Владимир Скворцов. - Теперь я обязательно буду следить за его развитием». «Чайка» из Вологды тоже улетела с черненной «Маской».

22 июня в день памяти и скорби показали три спектакля о войне – «А зори здесь тихие» (Котлас), «Ради жизни» по поэме Твардовского «Василий Теркин» (Череповец) и «Долина гнашей памяти» - два из них увезли спецпризы фестиваля.  За «успешное освоение средствами театра историко-архитектурного пространства» (что в переводе на русский означало «театр органично освоил и присвоил себе исторические стены и здания Кремля») первым оказался Национальный театр Карелии со спектаклем «Куллерво». Театр для детей и молодежи из Череповца  «убедительно соединил классический текст с традициями фольклора русского Севера, показав версию своего «Теркина» - это второй специальный приз. Третий же ушел не спектаклю, а актрисе Лилии Сергеевой из Новгородского областного театра драмы им. Достоевского, виртуозно сыгравшей роль Филицаты в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по Островскому. 

«Долину нашей памяти» привезли из Коми, и в фестивальной афише это был единственный спектакль в формате Театра.doc. Он рассказывал о работе поисковиков-добровольцев, которые по останкам солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, по обрывкам документов, ложкам, истлевшим в земле гимнастеркам восстанавливают имена безымянных героев, тем самым хоть на единицу уменьшая бесконечный список пропавших без вести. И уникальность этого спектакля в том, что трудный, кропотливый поиск ведут сами актеры театра. Пропущенный ими через себя материал, собственный опыт давал спектаклю честную и искреннюю эмоцию. И зрители, не дожидаясь финала, как по команде встали с мест, устроили овацию артистам, какой не получал ни один спектакль фестиваля. Постановщикам прощался искусственный ход повествования, без которого можно было вполне обойтись – боль, отзывающаяся сегодня на далекие события той войны, затмевает недостатки постановки, которых было не так уж и много. А то, что не дали «Маску»… Что ж, не ради же наград  они это делают - ради памяти. И себя, молодых, -  честно,  без громкого,  на показ  патриотизма, который сегодня стал инструментом карьерного роста. А тема исторической памяти прозвучала в исторических стенах Вологды, равно как и  на других площадках,  достаточно убедительно. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

Вы спросите: «Где?» В Театре Российской Армии.Кто поставил? Народный артист России Александр Лазарев.Как называется? «Роман».«Фантазия была только в том, что мы выделили одну историю романа:
подробнее...

Перед концертом мы зашли поздравить маэстро в гримерку и пожелать удачи. «Спасибо! Посмотрим, что получится, – ответствовал маэстро, улыбнувшись уголками губ и сверкнув добрыми глазами, настой у него
подробнее...

В письме министру культуры Рашиде Дати, опубликованном парижской газетой Le Parisien и подтвержденном Лувром агентству Reuters, президент Лувра Лоуранс де Кар предупреждает, что многовековое здание
подробнее...

«Открыл новый мир»— Когда вы в 2017 году перебрались в Москву, Бразилия уже была участницей БРИКС. Повлияли ли интеграционные процессы на ваше решение провести какое-то время в российской столице?— Я
подробнее...

Государственный музей А.С. Пушкина выставкой «Комедия о настоящей беде…» ставит целью перерассказать историю создания и ближайший контекст пьесы классика, проиллюстрировав ее примерно так, как это
подробнее...

Ровно полдень — все уже в зале, дисциплина на высоте. Среди лиц «Ленкома» не видно только Александра Збруева. Нет и Дмитрия Певцова — по понятным причинам, к которым, впрочем, мы еще вернемся. Однако
подробнее...

Выступая в формате «онлайн», Безруков заявил, что «обилие Чехова в репертуаре театра никогда не повредит». И далее произнес почти хрестоматийную фразу:— Если для России Пушкин наше все, то для
подробнее...

Hot For You Baby — настоящая Тина. Голос как вулкан, могучий ритм, страстная мелодия. И эта песня — привет из восьмидесятых со всеми звуковыми атрибутами того времени. В отличие от битловской Now And
подробнее...

Что такое актриса, хорошая актриса, настоящая? Это перевоплощение. Проживание тысячи жизней. Показ самых тончайших нюансов характера. А это все Талызина и есть на самом деле. Большая актриса,
подробнее...

По сюжету крупный российский предприниматель Валерий Королев во время подготовки сделки в исламском Наристане попадает в землетрясение и от травмы теряет память. Когда бизнесмен вспоминает, кто он и
подробнее...

За звание «суперстара» будут бороться десять артистов, пик популярности которых пришелся на восьмидесятые, девяностые и нулевые годы. В шоу выступят заслуженные артистки Российской Федерации Маргарита
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

Спектакль идет четыре с лишним часа. Не каждый современный зритель способен столько продержаться. Ощущения сродни тем, что испытываешь на фильме «Трудно быть богом» великого Алексея Германа по
подробнее...

Я хотел бы рассказать о знакомстве с одним из самых закрытых и уважаемых музыкантов легендарной группы Led Zeppelin Джоном Полом Джонсом.В конце 80-х — начале 90-х я создал в Англии совместную
подробнее...

Начиная с «Молодой гвардии», когда она 18-летней снялась у Герасимова. А потом не снялась, когда в «Тихом Доне» просто для всех она должна была сыграть Аксинью, но великий режиссер взял другую
подробнее...

Еще за полчаса до начала в фойе можно было наблюдать не только известные лица (актриса Елена Яковлева, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, режиссер Тереза Дурова), но и срез последних событий в мире
подробнее...

— Юбилей отметила хорошо: получила очень много поздравлений, — говорит Валентина Илларионовна. — К своей дате никак не отношусь. Жила и жила, а потом вдруг эта дата. Я пришла в ужас.— Почему в ужас?—
подробнее...