Одиночество — социальный феномен современного общества. Казалось бы, социальные сети облегчили людям общение друг с другом. Однако на деле получается обратный эффект: каждый второй человек признается в дефиците привязанности, а каждый четвертый оказывается один на один со своими страхами и переживаниями. Почему важно обращать внимание на проблему социальной изоляции? Может ли к созданию новых социальных связей подключиться бизнес, и насколько это эффективно? Разбираемся на примере реальных историй, которые стали возможны благодаря проекту «Центры местного сообщества» — он реализован при поддержке торговой сети «Пятерочка».
В мире от одиночества страдают сотни миллионов людей. Последняя перепись населения в России, проходившая в 2021 году, показала, что доля россиян-одиночек выросла вдвое за последние 20 лет и составляет самый крупный сегмент среди домохозяйств — 41,8 процента, а это миллионы людей. Для сравнения: в 2002 году их количество находилось на уровне 22 процента. При этом наличие семьи не является гарантией того, что человек не столкнется с определенной изоляцией. Внутреннее одиночество коварно: периоды отчуждения бывают у всех, важно, чтобы они сменялись восстановлением, контактами и реальным общением.
Фото: торговая сеть «Пятерочка»
Что удивительно, проблема одиночества как социального феномена характерна не только для больших городов с их бешеным ритмом жизни, но и для маленьких поселений. Люди поглощены соцсетями, но виртуальное общение не может заменить теплые вечера в кругу семьи, оживленные посиделки с близкими, прогулки по парку с лучшим другом. Однако реальность такова, что многие не знают своих соседей, не интересуются, чем живут их коллеги, равнодушны к проблемам знакомых. Такая отстраненность — опасный симптом. Психологи считают, что эмоциональные связи важны для большинства из нас. Навыки общения нужно развивать, как и любые другие: поддерживать контакты с людьми необходимо каждому человеку. Это помогает сохранять психологический баланс и ментальное здоровье.
Одним из векторов развития для бизнеса во всем мире стала забота о людях, с которыми соприкасается компания. Социальная ответственность заявлена на уровне стратегий развития.
Следуя этой логике, «Пятерочка» запустила программу «"Пятерочка" с заботой», которая реализуется в рамках ее ESG-стратегии и подразумевает бережное отношение к природе, работникам и обществу. Главные направления сфокусированы на проблемах экологии, ЗОЖ, инклюзии. Кроме того, они предполагают поддержку местных инициатив и сообществ и поддерживают культуру добрососедства.
Для реализации этих целей были запущены «Центры местного сообщества» (ЦМС), которые сегодня функционируют на базе 1350 магазинов в городах и селах 32 регионов страны
Проект представляет собой площадки, которые создаются на территории магазинов сети и дают местным жителям возможность для организации разнообразных социальных и культурных мероприятий. Такие центры становятся точкой притяжения активных людей и являются новой платформой для вовлечения горожан в добрососедство. До конца 2024 года планируется масштабирование проекта на пять тысяч торговых точек в 40 регионах России.
Идея заключается в том, чтобы создать единое пространство для локальных сообществ, через коммуникацию с посетителями и сотрудниками выявить общие интересы и потребности, вовлечь людей в социальные и благотворительные инициативы и помочь в реализации их творческого потенциала. Принять участие в мероприятиях под эгидой «Центров местного сообщества» может любой желающий. Для этого достаточно следить за анонсами мероприятий на сайте и в социальных сетях, а также на стендах афиш, которые располагаются в магазинах сети.
Фото: торговая сеть «Пятерочка»
Схема проекта оказалась рабочей: неравнодушные жители различных регионов собирают материалы, пригодные для переработки, проводят мастер-классы, конкурсы и творческие встречи, помогают приютам для животных, высаживают клумбы, помогают соседям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, находят компанию по интересам.
Социальные, культурные и экологические инициативы, организованные ретейлером, предлагают свое решение проблем одиночества в современном обществе
Они помогают людям, близким по духу, найти друг друга и почувствовать поддержку и заботу. Также Центры подтверждают простую истину: нет малых дел, когда перед нами конкретный человек со своей судьбой.
С момента запуска проекта прошло более 13 тысяч мероприятий, в которых приняли участие свыше семи миллионов человек. За этой цифрой — реальные люди.
О некоторых историях можно узнать от первого лица. «Пятерочка» запустила партнерский проект «Добрые соседи» с Федеральным оргкомитетом ежегодной всероссийской акции Международный день соседей. Через специальный опросник жители больших и маленьких городов могли рассказать о своих отношениях и традициях с людьми из одного дома или района.
Фото: торговая сеть «Пятерочка»
Каждое утро Сахарнова Татьяна Петровна, проживающая в поселке Васильево Республики Татарстан, обязательно идет к клумбам с цветами. Их она высаживает каждый сезон. Небольшой участок земли у магазина торговой сети — отдушина для пенсионерки. И подарок для всех, кто проходит мимо — пышные клумбы радуют глаз и поднимают настроение. В магазине с Татьяной Петровной поддерживают постоянный контакт и считают, что с соседкой им очень повезло. Ольга Загребнева, директор магазина «Пятерочка», рассказывает, что высадка цветов уже стала устоявшейся традицией.
В Новгородской области волонтерские семьи сообщества «Марафон семейных добрых дел» запустили цепочку важных изменений в жизни девочки Софы. Ей 10 лет, у нее нарушение опорно-двигательного аппарата. Неутешительный диагноз потребовал серьезного лечения, в том числе проведения сложной операции. После этого Софе предстояло три месяца провести в гипсе. В ЦМС узнали о сложившейся ситуации и решили ее поддержать — сделали для любительницы котиков настоящий мяу-подарок. Соседи собрали девочке «коробку храбрости», наполненную игрушками, украшениям, книжки с привязкой к любимым питомцам.
Со своей стороны Софа решила отблагодарить соседей. Она нарисовала веселые рисунки, ее мама передала их дизайнеру Центра. Так были созданы открытки, которые посетители магазина в день ярмарки меняли на корм для животных из приюта «Дружок». Серия благих дел запустила бумеранг добра, который подарил положительные эмоции огромному количеству людей.
Часто «Центры местного сообщества» обеспечивают поддержку людям с четким пониманием, как изменить мир к лучшему. Их энергия и эмпатия заряжают и вдохновляют других. Такой пример — Надежда Щекович — ее называют добрым ангелом одного из районов Санкт-Петербурга. Женщина живет рядом с магазинами торговой сети и уже два года участвует в озеленении территории рядом с «Пятерочкой», придумывает и проводит мастер-классы для детей ко всем праздникам, вешает скворечники, ухаживает за придомовой территорией, где выращивает цветы и дарит их посетителям магазина.
Фото: торговая сеть «Пятерочка»
Сама Надежда смущена вниманием к себе, но признается, что получает огромное удовольствие от своей деятельности. «В активностях ЦМС я принимаю участие уже более года. За это время мы провели большое количество тренингов и конкурсов, мастерили открытки к 8 марта. Были организованы веселые конкурсы на Масленицу. Мы высаживали цветы около магазинов «Пятерочка». Многие жители интересуются и спрашивают, когда у нас будут проходить очередные мастер-классы, и приходят с удовольствием всей семьей. Мы всегда рады проводить такие мероприятия, потому что добро объединяет людей», — отмечает Надежда.
Татьяна Романова из города Новотроицк Оренбургской области обратила внимание на афишу «Мечты невидимых стариков». В магазине соседям предлагали поздравить людей старшего поколения во время новогодних праздников, подарить им немного тепла и заботы. Татьяна решила узнать, как принять участие в акции. Ей рассказали о бабушке, живущей по соседству с магазином, которой 31 декабря исполнялось 99 лет. Татьяна связалась с соцработником и нашла время и возможность, чтобы сделать этот день особенным для именинницы. Эстафету подхватили работники торговой сети и покупатели: подарочные продуктовые наборы собирали для одиноких пожилых людей района и приглашали их в магазин для вручения подарков.
Истории, которыми охотно делятся участники проекта, подтверждают, что делать добрые дела не так уж и сложно. Привычка заботиться о тех, кто рядом, возвращается. Это создает позитивную обстановку в обществе и укрепляет связи между людьми. Опыт ЦМС можно считать мостиком от одиночества к живому общению.
Социальные проекты вовлекают граждан различных категорий и помогают популяризировать социальную ответственность в обществе
Так, более чем в 30 регионах России прошло уникальное мероприятие «Поэт по соседству», приуроченное ко Дню поэзии. В магазинах сети были размещены стихотворения местных авторов, чтобы посетители могли узнать, какие талантливые люди живут рядом с ними. Благодаря этому мероприятию стало понятно, что горожане с энтузиазмом знакомятся с творчеством своих земляков. Люди смогли найти единомышленников и объединиться с ними в сообщество, которое имеет все шансы на долгую жизнь. Организаторы уже планируют проводить литературные встречи по сезонам. Ближайшим таким событием станут чтения тематических стихов «В лето со своим поэтом».
Фото: торговая сеть «Пятерочка»
Другой пример из Великого Новгорода. Здесь появилась отличная экотрадиция: раз в месяц на площадке рядом с магазином сети городское сообщество проводит акции по раздельному сбору вторсырья. Жители микрорайона давно уже занимаются сортировкой и правильной утилизацией отходов. Теперь это стало удобнее: достаточно выбрать на сайте ЦМС адрес ближайшего пункта сортировки.
Много положительных отзывов получила акция «Окна Победы в "Пятерочке"». Во время карантина был отменен парад ко Дню Победы. Тогда в одной из торговых точек ретейлера решили на фасадных окнах устроить фотовыставку героев ВОВ-жителей станицы. Все желающие приносили снимки своих воевавших родственников или присылали электронную версию. Одна горожанка прислала фото, которое ее семья нашла на просторах интернета в электронной книге памяти, с просьбой разместить его на витринах магазина. После завершения мероприятия она со слезами на глазах благодарила сотрудников сети за проведение такого важного и памятного события.
Такие истории позволяют взглянуть на мир вокруг другими глазами. Ведь ежедневно каждый из нас идет в магазин за покупками. Возможно, в следующий раз кто-то забежит в «Пятерочку» за бутылкой молока, а вернется с желанием организовать кружок по интересам для соседских ребят, облагородить территорию рядом с домом или покрасить лавки в сквере, провести экскурсию по своему городу или поздравить ветеранов с праздником. Сегодня такие инициативы получают поддержку в «Центрах местного сообщества». Здесь создают условия для адресной помощи или объединяют людей в зависимости от их запроса. Невозможно изменить мир, но можно сделать его лучше для тех, кто рядом.