Срочные новости раздела
«Пофиг» и «Ща всекём»: «Слово» пацана» теперь появился в театре

«Пофиг» и «Ща всекём»: «Слово» пацана» теперь появился в театре

Культура «по понятиям» давно уже стала частью культуры массовой и даже элитарной вопреки утверждениям авторов проектов типа «Слово пацана» — мол, все это антипример. Тем не менее из антигероев получаются герои-анти, и вот уже молодежь вслед за лидерами мнений надевает «спортивки» и постигает удивительный и заплеванный мир улицы. Новый спектакль в Театре РОСТА у Нонны Гришаевой в Царицыне — «Пацаны» — был задуман задолго до выхода «Слова пацана» и не имеет отношения ни к сериалу, ни к воспеванию тюремной романтики. Неужели так бывает? Честно сказать, я и не надеялась.

После третьего звонка гаснет свет в зале, и откуда-то сверху раздается знакомый голос красотки Нонны, раздраженно шипящей: «Алло! Да? Ну я же просила мне не звонить, я разговариваю со зрителями!» На этом переклички с проектами «Квартета И» только начинаются. Реально выходят пацаны: четыре молодых артиста в белых рубашках, с подтяжками и в черных кедах. Автор и режиссер спектакля Рамазан Шахбанов, он же — один из пацанов, в день премьеры назвал его «драмедией с элементами театрального стендапа». По большому счету это разговор, как и в любом театре, — со зрителем, но еще и друг с другом, и с самим собой. Остальные пацаны — Илья Ильиных, Семен Газиев и Ильдус Хасанов — тоже представляются настоящими именами. Они играют себя, причем без определенного возраста. Всем же известно, что первые тридцать лет детства мужчины — самые трудные.

— Пацаны — это мы.

Спектакль целиком построен на ностальгии. Это самое популярное чувство, которое эксплуатирует сегодня любой уважающий себя проект. «А помните?» И все, публика постарше тает, новому поколению нравится. В общем-то, «Пацаны» делают то же самое, только качественно. Итак, картина первая — школьная. На сцене среди минималистичных декораций появляется растяжка в виде зеленой доски, на ней мелом выведено прописью: «Школа».

— А кто в какие игры в школе играл? — обращаются пацаны к залу. Раздаются ответы: салки, вышибалы, казаки-разбойники, ножички, резиночки!..

— О-о-о, резиночки! Да, мы их вот так растягивали и весь день прыгали через эти резиночки…

— Ты че, у нас во дворе в резиночки только девчонки играли!

Под дружеское ржание пацаны то и дело подкалывают то друг друга, то зрителей. Первое впечатление, что актеры импровизируют, на ходу вспоминая детали своего детства, отрочества и юности. Уроки, учителя, одноклассники, булки в столовой и компот. А вы помните свою первую драку?

— Шли на меня двое. — Пацаны смеются. — Трое! (Та же реакция.) Одиннадцатиклассников! Короче, много их было! В школьной столовке после уроков. И они мне говорят: «Эй, салага! Метнулся за сосиской! В тесте!»

Остальные пацаны помогают товарищу воссоздать ситуацию. Тот вспоминает: взял швабру, ведро… потом почему-то присоединяется директор школы. «Так, нам нужен директор!»

Тут же из зала приглашается доброволец на роль директора — мальчик лет шести. Начинается битва: ведро превращается в шлем, швабры — в шпаги. Детские воспоминания обретают материальную форму и оживают в единственном месте на земле, где они могут повториться: на сцене.

— А ведь все, что мы рассказываем, это правда. Даже не верится, — грустно улыбается Рамазан.

Картина вторая — романтическая. На школьной доске за спинами пацанов добавляется слово «Девчонки». Пацаны под смешки и шуточки вспоминают свои первые поцелуи, наконец решаются позвонить «той самой» Машке и все, все ей сказать, тренируют свои навыки соблазнения… Правда, как познакомиться с девчонкой? Снова приглашают помощницу из зала — и, заново преодолевая подростковую неуклюжесть, пытаются с ней заговорить.

Интерактивные задорные этюды щедро приправлены мальчишеским сленгом и приколами родом из разных поколений. Наверное, современные школьники после спектакля объясняли родителям, которые «не шарят», кто такой «скуф». Вариаций слова «фигня» просто не сосчитать. «А как называется вот эта фигня, которой банки закручивают? — Блин, не помню. Фигнекрутилка!» Смутно напоминает чапельник, о котором говорили мужчины. Здесь же говорят пацаны: тем самым нефильтрованным мальчишеским языком, за который непременно влетит от взрослых, но который кажется крутым и органичным, когда тебе десять.

А когда вспоминают игру «сифа», радуются уже мамы и папы. Пацаны устанавливают на сцене огромную рогатку и стреляют прямо по зрителям, благо старшее поколение правила игры знает: начинают, как в детстве, с хохотом уворачиваться, никому не хочется быть «сифой»!

Картина третья — лирическая. На доске появляется третье слово прописью: «Мечта». О чем мечтают пацаны? Куда же без дурацких подколов и мальчишества: конечно, плевать дальше всех! Еще мечтают попасть на дискотеку в соседнее село, а не тусоваться в своем клубе. И нарвать яблок в чужом саду. И снова зрителей включают в «секретную операцию»: раздают яблоки и просят побыть ветками. В зале вырастает лес рук, а пацаны разживаются яблочками, конечно, получая еще и соли от разъяренного старика соседа. И вдруг по закону жанра: «Пацаны, а мне старика жалко. Отдайте яблоки, я верну». Или он сам? Конечно, «нытик» и «предатель» сначала осужден пацанским судом, а потом…

— У меня вчера ушел отец. Они с мамой весь день ругались, кричали. Сестра плакала так, что я думал, она задохнется… — И так небрежно, как бы вытирая нос рукавом: — Ну и подумаешь. Ну и пофиг!

Это «пофиг» звучит со сцены много раз, как волшебное заклинание против разбитых коленок, сломанных носов и домашних сцен. Главное — не показать вида перед пацанами: что я, девчонка?! Но яблоки из чужого сада сразу потеряли вкус, и есть как-то не хочется.

Жизненные проблемы и годы за плечами, темные воспоминания, слезы матери и крики отца. Здесь ностальгия выходит за рамки «А помните песню «Белые розы» Юры Шатунова?» и поднимает совсем другие вопросы. А помните, как сложно сказать «прости», когда обидел маму? А если обидел отца? А как мучительно стыдно потом, даже если тебя не наказали?

О чем мечтают пацаны? Не те пацаны, которые живут по законам улицы и кроме как матом не разговаривают. Пацаны и девчонки, которые по-прежнему живут в каждом из нас. О чем они мечтают? На сцене перед каждым большая распечатанная фотография. Самих себя. «Это я, и здесь мне семь лет. И я мечтаю…» О чистом небе. Чтобы вернулся отец. Об ощущении полета — как в детстве, когда хотел стать пилотом. Или моряком. О настоящих друзьях. Мир во всем мире. Засыпать под одеялом с мамой и папой в обнимку. Чувствовать себя в безопасности. Чтобы родители жили долго и всегда были здоровы.

О чем по-настоящему мечтают — настоящие пацаны?.. Таким пацаном был и Петруша Гринев, и Николенька Иртеньев, и Дениска Кораблев, и Тимур со своей командой, и многие другие — барчуки, сироты, сыновья полка и неуловимые мстители. И каждый из них сказал в свое время свое слово. Наконец-то и слово современного пацана получилось благозвучным.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...

Долгое время считалось, что живопись, скульптура и графика – высший пилотаж в искусстве, когда как остальное – так, декоративно-прикладное, утилитарное... Во второй половине ХХ века ситуация
подробнее...

«Экспозиция по-своему уникальна как для меня, так и для России — в ней очень гармонично соединены классическая живопись и современные технологии. Я постарался показать, что технологии могут помогать
подробнее...

Во время экскурсии от праправнука писателя Владимира Ильича Толстого и хранителя мемориального фонда Госмузея Льва Николаевича Толстого Натальи Зубковой были раскрыты три главные «загадки» старинного
подробнее...