Срочные новости раздела
Открылась выставка, где шедевр Малевича зарифмован с Айвазовским, Пикассо и Кабаковым

Открылась выставка, где шедевр Малевича зарифмован с Айвазовским, Пикассо и Кабаковым

— Это выставка построена по принципу избирательной субъективности, — рассказывает один из кураторов проекта Зельфира Трегулова. — Задача была — отразить все главные прорывные моменты в искусстве, а точкой отчета стал «Черный квадрат» Казимира Малевича. Эта выставка представляет отечественное искусство в контексте мирового, и это удалось сделать, опираясь на российские собрания. Она об огромном значении того, что российские художники сделали для развития искусства ХХ столетия. Здесь мы перекидываем мостики из пространства в пространство, от стены к стене. Мы хотели наполнить подземный этаж ГЭС-2 светом, жизнью, движением и вибрацией.

Выставка-размышление с архитектурной точки зрения создана как площадь, к которой сходятся улицы, обозначенные разными цветами и подзаголовками. Таким образом, согласно кураторской задумке, идеи Малевича выходят за пределы холста в пространство, как и мечтал художник. В прологе «Черный квадрат» встречается с «Черным морем» Ивана Айвазовского, которое маринист писал в мастерской, то есть руководствуясь воображением, а не натурой. «Черное море» минималистично и построено на геометрии, где белое небо сходится на горизонте с черным морем. Почти абстрактна и еще более лаконична другая работа из пролога — «Пейзаж. Степь» Архипа Куинджи. Здесь же можно найти «Тишину» Ольга Васильева, где черный плавно переходит в белый, и кубистический портрет коллекционера Амбруаза Воллара кисти Пабло Пикассо.

Малевич далеко шагнул в своем радикальном высказывании, но и до, и после него художники «нащупывали» другую плоскость искусства, где цель — не передать натуру как она есть, а создать настроение, идею, ощущение, поговорить о вечных вопросах мироустройства. Создатель «Черного квадрата» искал ответы в окружающем мире. «Разве солнце закатывается в силу соображений красоты, разве окрашивает лучами тучи в силу своего художественного соображения? Образование холмов, долин, обрывов, от которых в восторге человек, произошло скорее через перемещение весового различия, чем на законе красоты. Красоты, в которую хочет художник нарядить свое произведение, не существует», — писал в трактате «Мир как беспредметность».

Природа беспредметности раскрывается с разных точек зрения. На квадратной площади в центральном пространстве выставки можно найти прямой оммаж Казимиру Малевичу от Дмитрия Пригова, который в 1989 году сделал на газетах серию черных пятен, где читается имя создателя «Черного квадрата» или название его самого известного произведения. В ХХ веке вокруг иконы авангарда было много интерпретаций, игр и посвящений.

На выставке есть и работы современников Малевича. Например, полотна Александра Родченко, который на черной плоскости выделяет фигуры того же цвета, то есть лишь фактура подчеркивает их на фоне черной бездны. Или супрематическую живопись друга художника и сподвижника Ивана Клюна, ближайшего ученика Ильи Чашника, эскизы Эль Лисицкого, который под влиянием Малевича создал свои проуны — объемные версии «кирпичиков» новой визуальной системы. Но еще больше на выставке работ художников, которые жили позже, искали свой путь, но так или иначе опирались на идеи Малевича. Есть, например, минималистичная работа Михаила Рогинского — в виде куска красной стены с розеткой, кинетические скульптуры Вячеслава Колейчука, белые платья-инсталляции Татьяны Баданиной и фигура из кубиков, лежащая лицом в пол, классика современного британского искусства Энтони Гормли. Ореол влияния картины-манифеста, созданной Малевичем, куда шире, чем кажется.

Финальными аккордами выставки стали две пространственные инсталляции — «Метрополис» Владимира Селезнева, сложенный из мусора и во тьме превращающийся в чудесный светящийся город, и «Случай в музее» Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее», состоящий из нескольких залов, где реалистическую живопись можно смотреть среди тазиков, в которые звучно капает вода с потолка. Искусство вышло за рамки холста и вообще за любые рамки.

Авторский взгляд на тему показывает это через неочевидные сравнения и параллели. А главной среди них становится само пространство ГЭС-2, построенное на геометрии.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

Премьера «Белого лотоса» состоялась в 2021 году, и тогда это был экспериментальный мини-сериал (шесть эпизодов), снятый во время ковидных ограничений. От комедии о жизни богачей на закрытом от
подробнее...

После первого внутреннего прогона и первого показа в соцсетях чуть ли не драка. Мол, «что сделали с Достоевским? Вахтанговский — это пятизвездочный отель, а с таким «Идиотом» останется три звезды». И
подробнее...

— Я сейчас в морском круизе, восстанавливаюсь после нескольких операций. Так что путешествую по Карибским островам, ищу сокровища Джека Воробья, — с иронией заметил Михаил Михайлович в телефонной
подробнее...

Молодежь, конечно, всегда лучше, чем перегруженные жизненным опытом и разными обидами взрослые люди. У молодежи, безусловно, много чего не получается, но энергия, с которой они в данном случае
подробнее...

Конечно, все это похоже на попытки использовать по назначению громкий успех сериала «Слово пацана». И было бы наивно полагать, что сценаристы и продюсеры откажутся от намерения вернуться к теме,
подробнее...

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился
подробнее...

Да, в моем понимании Будулай Романов — идеал мужчины. Вот на кого хочется быть похожим на самом-то деле. И как его сыграл Михай Волонтир, наш молдавский друг. Да, в жизни, может, он не такой красивый,
подробнее...

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

Хорошо знакомый сюжет фильма «Девчата» сегодня кажется наивным и простым. Но раз он любим многими поколениями уже столько десятилетий, «значит, это кому-нибудь нужно».«На показе была певица Ирина
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...