Срочные новости раздела
Открылась выставка, где шедевр Малевича зарифмован с Айвазовским, Пикассо и Кабаковым

Открылась выставка, где шедевр Малевича зарифмован с Айвазовским, Пикассо и Кабаковым

— Это выставка построена по принципу избирательной субъективности, — рассказывает один из кураторов проекта Зельфира Трегулова. — Задача была — отразить все главные прорывные моменты в искусстве, а точкой отчета стал «Черный квадрат» Казимира Малевича. Эта выставка представляет отечественное искусство в контексте мирового, и это удалось сделать, опираясь на российские собрания. Она об огромном значении того, что российские художники сделали для развития искусства ХХ столетия. Здесь мы перекидываем мостики из пространства в пространство, от стены к стене. Мы хотели наполнить подземный этаж ГЭС-2 светом, жизнью, движением и вибрацией.

Выставка-размышление с архитектурной точки зрения создана как площадь, к которой сходятся улицы, обозначенные разными цветами и подзаголовками. Таким образом, согласно кураторской задумке, идеи Малевича выходят за пределы холста в пространство, как и мечтал художник. В прологе «Черный квадрат» встречается с «Черным морем» Ивана Айвазовского, которое маринист писал в мастерской, то есть руководствуясь воображением, а не натурой. «Черное море» минималистично и построено на геометрии, где белое небо сходится на горизонте с черным морем. Почти абстрактна и еще более лаконична другая работа из пролога — «Пейзаж. Степь» Архипа Куинджи. Здесь же можно найти «Тишину» Ольга Васильева, где черный плавно переходит в белый, и кубистический портрет коллекционера Амбруаза Воллара кисти Пабло Пикассо.

Малевич далеко шагнул в своем радикальном высказывании, но и до, и после него художники «нащупывали» другую плоскость искусства, где цель — не передать натуру как она есть, а создать настроение, идею, ощущение, поговорить о вечных вопросах мироустройства. Создатель «Черного квадрата» искал ответы в окружающем мире. «Разве солнце закатывается в силу соображений красоты, разве окрашивает лучами тучи в силу своего художественного соображения? Образование холмов, долин, обрывов, от которых в восторге человек, произошло скорее через перемещение весового различия, чем на законе красоты. Красоты, в которую хочет художник нарядить свое произведение, не существует», — писал в трактате «Мир как беспредметность».

Природа беспредметности раскрывается с разных точек зрения. На квадратной площади в центральном пространстве выставки можно найти прямой оммаж Казимиру Малевичу от Дмитрия Пригова, который в 1989 году сделал на газетах серию черных пятен, где читается имя создателя «Черного квадрата» или название его самого известного произведения. В ХХ веке вокруг иконы авангарда было много интерпретаций, игр и посвящений.

На выставке есть и работы современников Малевича. Например, полотна Александра Родченко, который на черной плоскости выделяет фигуры того же цвета, то есть лишь фактура подчеркивает их на фоне черной бездны. Или супрематическую живопись друга художника и сподвижника Ивана Клюна, ближайшего ученика Ильи Чашника, эскизы Эль Лисицкого, который под влиянием Малевича создал свои проуны — объемные версии «кирпичиков» новой визуальной системы. Но еще больше на выставке работ художников, которые жили позже, искали свой путь, но так или иначе опирались на идеи Малевича. Есть, например, минималистичная работа Михаила Рогинского — в виде куска красной стены с розеткой, кинетические скульптуры Вячеслава Колейчука, белые платья-инсталляции Татьяны Баданиной и фигура из кубиков, лежащая лицом в пол, классика современного британского искусства Энтони Гормли. Ореол влияния картины-манифеста, созданной Малевичем, куда шире, чем кажется.

Финальными аккордами выставки стали две пространственные инсталляции — «Метрополис» Владимира Селезнева, сложенный из мусора и во тьме превращающийся в чудесный светящийся город, и «Случай в музее» Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее», состоящий из нескольких залов, где реалистическую живопись можно смотреть среди тазиков, в которые звучно капает вода с потолка. Искусство вышло за рамки холста и вообще за любые рамки.

Авторский взгляд на тему показывает это через неочевидные сравнения и параллели. А главной среди них становится само пространство ГЭС-2, построенное на геометрии.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

Вы спросите: «Где?» В Театре Российской Армии.Кто поставил? Народный артист России Александр Лазарев.Как называется? «Роман».«Фантазия была только в том, что мы выделили одну историю романа:
подробнее...

Перед концертом мы зашли поздравить маэстро в гримерку и пожелать удачи. «Спасибо! Посмотрим, что получится, – ответствовал маэстро, улыбнувшись уголками губ и сверкнув добрыми глазами, настой у него
подробнее...

В письме министру культуры Рашиде Дати, опубликованном парижской газетой Le Parisien и подтвержденном Лувром агентству Reuters, президент Лувра Лоуранс де Кар предупреждает, что многовековое здание
подробнее...

«Открыл новый мир»— Когда вы в 2017 году перебрались в Москву, Бразилия уже была участницей БРИКС. Повлияли ли интеграционные процессы на ваше решение провести какое-то время в российской столице?— Я
подробнее...

Государственный музей А.С. Пушкина выставкой «Комедия о настоящей беде…» ставит целью перерассказать историю создания и ближайший контекст пьесы классика, проиллюстрировав ее примерно так, как это
подробнее...

Ровно полдень — все уже в зале, дисциплина на высоте. Среди лиц «Ленкома» не видно только Александра Збруева. Нет и Дмитрия Певцова — по понятным причинам, к которым, впрочем, мы еще вернемся. Однако
подробнее...

Выступая в формате «онлайн», Безруков заявил, что «обилие Чехова в репертуаре театра никогда не повредит». И далее произнес почти хрестоматийную фразу:— Если для России Пушкин наше все, то для
подробнее...

Hot For You Baby — настоящая Тина. Голос как вулкан, могучий ритм, страстная мелодия. И эта песня — привет из восьмидесятых со всеми звуковыми атрибутами того времени. В отличие от битловской Now And
подробнее...

Что такое актриса, хорошая актриса, настоящая? Это перевоплощение. Проживание тысячи жизней. Показ самых тончайших нюансов характера. А это все Талызина и есть на самом деле. Большая актриса,
подробнее...

По сюжету крупный российский предприниматель Валерий Королев во время подготовки сделки в исламском Наристане попадает в землетрясение и от травмы теряет память. Когда бизнесмен вспоминает, кто он и
подробнее...

За звание «суперстара» будут бороться десять артистов, пик популярности которых пришелся на восьмидесятые, девяностые и нулевые годы. В шоу выступят заслуженные артистки Российской Федерации Маргарита
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

Спектакль идет четыре с лишним часа. Не каждый современный зритель способен столько продержаться. Ощущения сродни тем, что испытываешь на фильме «Трудно быть богом» великого Алексея Германа по
подробнее...

Я хотел бы рассказать о знакомстве с одним из самых закрытых и уважаемых музыкантов легендарной группы Led Zeppelin Джоном Полом Джонсом.В конце 80-х — начале 90-х я создал в Англии совместную
подробнее...

Начиная с «Молодой гвардии», когда она 18-летней снялась у Герасимова. А потом не снялась, когда в «Тихом Доне» просто для всех она должна была сыграть Аксинью, но великий режиссер взял другую
подробнее...

Еще за полчаса до начала в фойе можно было наблюдать не только известные лица (актриса Елена Яковлева, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, режиссер Тереза Дурова), но и срез последних событий в мире
подробнее...

— Юбилей отметила хорошо: получила очень много поздравлений, — говорит Валентина Илларионовна. — К своей дате никак не отношусь. Жила и жила, а потом вдруг эта дата. Я пришла в ужас.— Почему в ужас?—
подробнее...