Срочные новости раздела
«Лейтенантская проза» прозвучала в Москве на испанском, чешском и датском

«Лейтенантская проза» прозвучала в Москве на испанском, чешском и датском

Вбегаю с опозданием, насквозь промокшая под нормальным летним дождем. Книжный клуб Иностранки – небольшой зал, сосредоточенные лица слушателей, статная девушка на сцене читает с листа. Быстро понимаю, что ничего не понимаю: какой язык-то? Вслушиваюсь: много шипящих, вроде и славянский. Читают отрывок из повести Быкова "Знак беды", статная девушка – Кристина Гагич, старший советник посольства Сербии в Москве. Язык – сербохорватский.

Большая часть публики – приглашенные чтецы, послы, друзья Библиотеки имени М.И. Рудомино на Таганке. Основанная в 1921 году, библиотека – неизменное место встречи иностранных гостей, переводчиков, атташе, просто читателей. Сегодня "лейтенантскую прозу" советских писателей по случаю тройного юбилея читают на испанском, немецком, французском, датском, арабском. Больше всего – на испанском: здесь послы Республики Никарагуа, Боливии, Эль-Сальвадор, которых специально попросили читать на родном языке. Так бы с удовольствием читали по-русски: все присутствующие здесь это умеют и любят.

Советник посольства Киргизии Гульбарчын Байымбетова, перед тем как зачитать – конечно, на русском – отрывок из быковского "Обелиска", долго говорит о национальной памяти, о том, как важно читать произведения о Великой Отечественной войне. И вспоминает: эту повесть "разбирала" с учителем еще в школе, запомнила на всю жизнь. Госпожа Наталия Фортуни, советник и глава культурного отдела посольства Соединенных Штатов – Мексиканских! – с удовольствием объявляет, что будет читать по-русски. И читает превосходно, только один раз поставив ударение неправильно: на средний слог, как в испанском. Это из Владимира Богомолова, "Иван. Зося". Потом включают фрагмент из фильма по "Зосе". Фортуни шутливо комментирует с места: "А можно и весь фильм включить!"

Иностранные атташе слушают внимательно, приветствуют аплодисментами, более громкими – фрагменты из советских фильмов, поставленных по произведениям юбиляров. Но больше всего публике, похоже, понравилось исполнение сотрудниками библиотеки интернациональной "Катюши".

У нас принято вспоминать о Великой Отечественной как минимум дважды в год, 9 мая и 22 июня. День Победы и День скорби. В эти звучат стихи – Окуджавы, Высоцкого, Рождественского, Друниной, Берггольц, пересматриваются фильмы о той войне.

Принято вспоминать своих предков: в каждой семье есть о чем поговорить и о чем помолчать за общим столом. Не принято ворошить совсем уж страшные воспоминания – слишком тяжело. Поколение наших бабушек и дедушек, поколение их родителей не любило рассказывать детям и внукам о войне.

Эти рассказы о неприглядной изнанке остались в произведениях так называемой "лейтенантской прозы". Поэзия о войне – это одно, даже если стихами с новыми поколениями говорят мертвые, повторяя, как набат, свой священный завет: "Помните". Проза о войне – это другое. Она – про вшей, грязь, смерть, снаряды, кровавые бинты и оторванные ноги. Это про двадцатилетних ребят – неизвестных солдат, погибающих в окопах. Не о великих потрясениях, победах и поражениях, но о "боях местного значения", под маленькими, забытыми и поныне деревнями и селами. Да что уж: вряд ли случайный россиянин сегодня назовет без ошибок все города-герои. Не говоря о представителях другого народа, когда-то воевавшего против фашистов плечом к плечу с русскими братьями. Как там пели Утесовы:

Заплатит фашистский Берлин:

За Невель, за Гомель,

За Харьков, за Киев,

За Днепропетровск и Донбасс!

Конец 50-х – начало оттепели. Не слишком рано и не слишком поздно, когда уже и пока еще можно писать и печатать "окопную правду", как презрительно окрестили произведения Быкова, Богомолова, Васильева критики и журналисты тех лет. В чем-то их можно понять: такая проза не "поднимает дух", скорее шокирует и провоцирует на ремарковскую рефлексию. Критиковали за "дегероизацию" советского народа – каково? Противостояла "лейтенантам" литература "лакированная": исключительно возвышенный героический пафос романов и повестей. Оно бы все и хорошо, вот только – какой ценой?..

Вот о чем "лейтенантская", окопно-правдивая проза наших советских писателей. Хорошо бы подольше помнить о цене той победы. И ведь помнят – оказывается, не только в России, но и в Мексике, Никарагуа, Сербии, Киргизии, Южной Осетии, Боливии...

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...