Срочные новости раздела
В Московской филармонии вышел «Весь Стравинский»

В Московской филармонии вышел «Весь Стравинский»

- Нет ничего нелогичного в том, что классическая музыка перестала быть востребованной, – вкрадчивый голос ведущего звучит совсем так же, как полчаса назад звучал со сцены, по-кошачьи спокойно и мягко. – Человечество всегда тянется к простому. Я думаю, что это органический процесс. Путь академической музыки к бесконечной индивидуализации должен был прийти в тупик. Точнее, к естественному финалу.

Вкрадчивый голос – Ярослав Тимофеев, которого и сейчас, пока мы беседуем за кулисами, поздравляет каждый проходящий мимо: завершён последний концерт в этом сезоне. Музыковед, ведущий концертов, лектор, лауреат всевозможных конкурсов и премий, участник инди-группы и даже звонарь. Перед глазами Матроскин: «А я ещё и вышивать могу-у-у…». Ярослав лукавит: несмотря на тупик и естественный финал билеты на «Всего Стравинского» расходятся, как… как билеты на не всего и даже не на Стравинского, а уж по меньшей мере на Чайковского. Или Моцарта.

«Весь Стравинский» – первый проект Тимофеева, созданный по его инициативе, где всё, от идеи до конферанса, принадлежит ему. Концерты больше напоминают лекции с музыкальными иллюстрациями. И это, судя по всему, впервые, когда Стравинский звучит со сцены в полном объёме, в хронологическом порядке – более 35 часов чистейшего модернизма. Цикл рассчитан на семь лет, уже прошло два сезона. В программе – только Стравинский.

– Ярослав, почему Стравинский? – интересуюсь я после того, как отгремели аплодисменты.

– Потому что Стравинский, в отличие от всех остальных русских композиторов – это мозг, гениальный мозг музыкального мыслителя. Он важен не только самими звуками, которые создал, а тем, что научил композиторов, как можно писать музыку, а музыковедов - как можно ее слышать и анализировать. Для меня Стравинский –  больше, чем просто персона или автор хорошей музыки. Я искренне верю, что с музыкой Стравинского аудитория может развиваться, слышать то, что она не слышала раньше, даже в знакомой музыке. Он учит слышать музыку. 

Каждый концерт – как бы продолжение неспешного интеллигентного разговора на кухне в три часа ночи. Ярослав выходит на сцену: «Вы помните, в прошлую нашу встречу мы говорили о детских произведениях Стравинского. Сегодняшний концерт откроется его повзрослевшей музыкой…» Ненавязчивый исторический экскурс – и тут же на глазах публики разворачивается музыкально-биографическая детективная история: «Три лёгких пьесы» из легких для исполнения превращаются в пьесы лёгкого поведения. Ярослав, выдержав громкую паузу: «Итак, сюита номер два для малого оркестра». Примерно так, на одном лёгком дыхании проносятся концерты, целиком состоящие из отнюдь не лёгкой музыки.

Второй сезон цикла открывался, разумеется, «Весной Священной», а в финальном концерте зритель хронологически добрался вместе с маэстро до 1920-х годов и неоклассицизма в его творчестве. Прозвучали «Прибаутки» для голоса и восьми инструментов на тексты из собрания сказок А. Афанасьева и «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана». До следующего сезона попрощался со зрителем «Пульчинелла». 

Программа каждого концерта обычно совмещает, как сказал ведущий, кусочки молочного и горького шоколада: сложные камерные сочинения непременно разбавляются наиболее известными фрагментами, скажем, из «Петрушки». Логика в этом есть. Понравится молочная шоколадка – перейдёте на горький и сами не заметите, как это случилось. От простого к сложному.

– Я когда-то вывел для себя такое определение: Стравинский подарил нам красоту некрасивости, – объясняет Тимофеев. – Я-то слышу эту красоту, но  понимаю, что с точки зрения обывателя она некрасивая. Ну, вот знаете, есть какой-то стандарт красоты - журнал «Vogue». Он поучает нас, что девушка должна выглядеть так-то и так-то. А есть люди, которые с точки зрения стандарта некрасивые: какой-нибудь горбатый нос огромные губы или, наоборот, очень маленькие… а ты смотришь на этого человека и вдруг видишь, какой он или она красивые. Примерно такое ощущение у меня от Стравинского: он в непривычных, некрасивых сочетаниях находит красоту.

Следующий, третий сезон откроется в ноябре 2024 года и состоять будет предположительно из четырёх концертов. Предположительно – потому, что возможны хитрые ходы, как, например, было в этом сезоне, формально состоявшем из трёх встреч, а фактически – ещё две в уме. Когда можно было отдельно услышать всю камерную музыку Стравинского в исполнении не только блестящих современных музыкантов – Государственного квартета имени Бородина, Алексея Любимова и Алексея Зуева (фортепиано), – но и, скажем, госпожи пианолы. Со сцены звучали вполне оконченные пьесы Стравинского для механического пианино.

Цикл «Весь Стравинский» – вещь в духе самого Стравинского, в духе дягилевских сезонов: вряд ли это прекрасное безумие когда-нибудь ещё повторится. Два сезона позади, дальше – ещё пять лет, и кто знает, что ждёт эту эпопею в будущем. Символично в этом плане даже название проекта, если подумать - практически эпикурейство.

- Последний хулигански-философский вопрос: когда закончится «Весь Стравинский», будет – всё, Стравинский?

– Это нужно принять, я это принял: я понимаю, что не останусь ни в какой вечности, я только сейчас живу, и когда я умру, ничего не будет. В этом плане мне очень помог Дягилев, великий человек, который всегда жил сегодняшним днем, как и Стравинский, кстати. У Стравинского в его автобиографии, которую я сегодня цитировал со сцены, последние фразы: «Я живу сегодняшним днем, моя миссия – прожить сейчас, вот этот настоящий момент, как можно ярче, и не думать о завтра. Вот Дягилев создавал великие шедевры, которые никто не зафиксировал, которые навсегда умерли. И никто никогда нам уже не вернет почти всех балетов. Даже если вернут, это будет не то. Но тогда это была настоящая жизнь». Это было лучшее, что происходило в мире в десятые годы двадцатого века. Этот человек просто горел настоящим временем. Вот я так же устроен. И любому творческому человеку я бы посоветовал не думать о вечности, не надеяться на нее, не ждать, потому что все имеет смысл, только пока человек жив.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...