Срочные новости раздела
Победитель екатеринбургской премии Дмитрий Бавильский сравнил работу критика с работой дегустатора

Победитель екатеринбургской премии Дмитрий Бавильский сравнил работу критика с работой дегустатора

— Дмитрий, за что конкретно удостоились «Виссариона»?

— За две статьи. Во-первых, за рецензию на поэтический сборник Бориса Кутенкова. А во-вторых, за исследование шести книг екатеринбургского гения Юлии Михайловны Кокошко (сценариста, поэта, прозаика, лауреата премии им. Бажова. — И. В.). Обе статьи я писал долго и трудно, но, как теперь понимаю, жюри особенно «зашло» эссе «Надежный рассказчик», пытающееся объяснить значение творчества Юлии Михайловны. Это самый сложный и непрочитанный сегодня так, как надо, российский писатель. Каждый раз, соприкасаясь с ее текстами, я вставал в тупик, не понимал, как такое можно рецензировать. Поэтому работал над этим текстом (журнал «Урал») долгие месяцы. С нуля пришлось изобретать язык описания этого сложного феномена.

— Екатеринбург в массовом сознании стал «городом Бориса Рыжего», и нам немного в диковинку слышать новые имена…

— Юлия Кокошко — ныне живущий представитель старшего поколения уральской литературы, она — логический результат и, можно сказать, итог ее развития и цветения. Никто не смог выразить дух Екатеринбурга, как Юлия Михайловна. В Екатеринбурге есть Театр Коляды, знаменитый рок-клуб и другие важные культурные институции — от оперного театра до Музея писателей Урала, от журнала «Урал» до театра оперетты. А Кокошко — точно такая же важная и незаменимая институция, заменяющая своим индивидуальным творчеством работу огромного творческого коллектива.

— Это как по формуле Виктора Сосноры: нет никакого «литературного процесса». Все определяют гении.

— Городу повезло со своим гением, и Екатеринбург откликнулся на ее творчество: «Кабинетный ученый» опубликовал полное собрание ее сочинений в семи книгах. Вот с ним я и работал года полтора…

— Для специалистов вещь очевидная, но поясните: почему в филологии «критиковать» и «ругать» — не одно и то же?

— Честно говоря, я пишу только о том, что мне нравится. За все десятилетия критической работы я опубликовал лишь несколько отрицательных рецензий, причем через силу, поэтому все свои негативные отзывы я помню до сих пор. Мне кажется, надо писать только о том, что приносит удовольствие. Критике необязательно быть критичной — важнее глубина разбора и убедительность аргументации.

— В каком состоянии критика в России 2024 года — по сравнению с временами Белинского она переживает взлет или упадок?

— С критикой, как и с литературой, все нормально, они у нас сильные и разнообразные, каждой твари не по паре, но гораздо больше — на все уровни восприятия и вкуса. Однако у нас проблемы с редакционно-издательской инфраструктурой и читательским восприятием. Люди не очень понимают, чем литература, например, отличается от беллетристики — прямого рассказывания историй, которые лучше всего получаются у сценаристов.

Это совершенно разные искусства, и чтобы почувствовать разницу между ними, нужно много читать и думать над прочитанным. А это труд, вознаграждаемый крайне опосредованно. Поэтому у нас литературой считается все, что опубликовано под обложкой.

— Должна ли критика возиться с актуальными проблемами и только что написанными текстами? Или ей на пользу идет «академическое отставание» от времени, в котором мы живем?

— Критика никому ничего не должна, она стихийно складывается из букета индивидуальностей, в котором каждый пишет, как он слышит. Конечно, за фундаментальные подходы у нас отвечает литературоведение, а это не совсем критика, хотя ученые у нас занимаются примерно тем же — максимально тщательно и щепетильно разбирают тексты. Как классические, так и современные. Просто у литературоведов угол зрения иной, и разбираемые произведения нужны им как инструменты, а не как самоцель.

А лучшие критики страны — это эксперты, просеивающие текущие тексты, которые еще не закрепились в культуре и вполне могут оказаться мусорными и навсегда исчезнуть. Литературоведы, как правило, работают с уже отстоявшимся контекстом, с избранным из избранного, тогда как работу критика, работающего с новинками, можно сравнить с работой дегустатора. Он каждый раз рискует собственным вкусом и собственным здоровьем.

— СССР/Россия десятилетиями считается самой читающей страной в мире, и вдруг на трибуну выходит Дмитрий Бавильский и объявляет, что не все в порядке с читателями. Ваши доказательства?

— Повторюсь, у нас не все в порядке с восприятием писательской работы. Подавляющее большинство наших с вами соотечественников не понимает цели прозаиков и поэтов. Потому-то и оценивают их как-то криво. Между тем писатель отвечает за смысл жизни, за объяснение того, из чего этот главный смысл состоит и как достигается.

Давайте разберемся раз и навсегда. Новостники отвечают за хронику событий, публицисты разъясняют, что с нами происходит в текущем моменте, репортеры ведут свои рассказы с места важных событий, но никто, кроме настоящих писателей, не способен обобщить и объяснить, зачем мы живем и почему надо жить так, а не иначе. Каковы наши перспективы, причем не только бытовые, но и бытийные. Поэты работают над развитием языка, прозаики — над наполнением языка подлинным бытием. А больше такую работу выполнять некому.

Критики раскрывают писательские намерения и объясняют, если умеют, конечно, для чего нужно трудиться над сложностями Кокошко и почему следует избегать модных новинок, которые являются «пустой породой». Кстати, вот вам совет по выбору книг: если какое-то название произведения на слуху, это должно вызывать подозрение и останавливать вас от импульсной покупки в книжном — такие покупки часто случаются, когда зашел в книжный и растерялся. Вот критики нужны для того, чтобы мы никогда не терялись!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...