Срочные новости раздела
Интеллигенция за чугунной оградой

Интеллигенция за чугунной оградой

Питерские зрители перед началом спектакля внимательно изучают театральную программку, где указан состав труппы, радуются, что имя Данилы Козловского на месте. Годовой давности события, связанные с отменой спектаклей, и сгустившиеся вокруг театра тучи привели к тому, что Козловский взял длительный отпуск, чтобы отвести от коллег беду. Он подал иск о защите чести и достоинства и на днях выиграл суд. Написавший на него донос господин должен в порядке моральной компенсации выплатить ему один рубль. В случае неповиновения окажется под пристальным вниманием судебных приставов. Отчасти эта история напомнила все то, что случается по закону бумеранга у Чехова с бывшим судебным приставом Громовым. Удивительно, что «Палата №6», вышедшая в свет в 1892 году, актуальна в любые времена. В этом ее гениальность и ужас.

В афише МДТ значится: «Чехов. «Палата №6» и «Палата №6». Пьеса Льва Додина». Хрестоматийный текст существенно адаптирован, как это умеет делать худрук МДТ, извлекая самое важное в тот или иной исторический момент. В чеховской «Чайке» он отказался от некоторых персонажей, сохранив семь из тринадцати, кому-то добавив реплик из другой чеховской пьесы, кого-то пересадил на велосипеды и в лодки, а теперь определил спать в ржавых ваннах. Додин не ставит цель удивить внешними находками. Ему давно никому и ничего не нужно доказывать. Ставит — как видит и чувствует.

Действие «Палаты №6» происходит в сумасшедшем доме. С чеховских времен выдающиеся люди эпохи, начиная с художника Ильи Репина, сравнивали российское мироустройство с этой обителью скорби. «Палата №6» — и этим все сказано.

Перед началом спектакля по трансляции женский голос напоминает о необходимости выключить мобильные телефоны. Напрасный труд — все равно не выключат, и важный диалог героев пройдет под бренчание звонка, что усилит эффект присутствия в безумном мире. «Содержательного вам вечера», — также пожелают своим зрителям от лица театра. Один час и сорок минут без антракта нам предстоит провести перед чугунной оградой, отделяющей от зала героев спектакля — интеллигенцию, еще вчера определявшую судьбы других, а сегодня томящуюся в сумасшедшем доме.

Художник Александр Боровский выстроил на сцене старинную решетку, напоминающую о садах Петербурга. Вся Россия — наш сад, как говорит чеховский Петя Трофимов. И какой, в сущности, прекрасной там могла бы быть жизнь. К решетке прилипли люди в больничных робах, всматриваясь в наши лица. У каждого страдальца свое навязчивое состояние. Кто-то молчит, кто-то ведет диалог с самим собой. Мещанин, которого играет Владимир Захарьев, бредит орденами, воображает себя увенчанным ими за труды праведные.

За оградой — желтая стена больницы с облупившейся краской, заброшенное пространство с ржавыми перевернутыми ваннами, напоминающими валуны. На них можно присесть. В них можно поспать. Они заменяют кровати. Под ногами — искусственный снег.

По ту сторону решетки до поры до времени находится только один герой — доктор Рагин. Он впервые появляется в зале, выходя из фойе в длинном черном пальто и шапке-пирожке, приходит, как свободный человек, напоминая обликом Чехова.

Ворота все же распахнутся — в финале, когда артисты выйдут на поклон, и по ходу действия, когда бывший судебный пристав Громов, ныне признанный душевнобольным, изъявит желание покинуть медучреждение. Доктор Рагин предоставит ему такую возможность. Но Громов ее отвергнет. К относительной свободе за пределами ограды он не готов.

Доктора Рагина играет Сергей Курышев, а бывшего судебного пристава Громова, страдающего манией преследования, его сокурсник Игорь Черневич — два больших артиста, умеющих сконцентрировать боль и нерв времени. К Громову тоже пришли, как прежде приходил к кому-то он сам. Предчувствие по поводу арестантов его не подвело. Он сам им стал. На диалоге двух героев и держится спектакль. Они ведут философские споры. Громов безжалостно диагностирует жизнь доктора, вроде бы приличного человека, но давно плывущего по течению, не отзывающегося на чужую боль. Рагин вскоре тоже окажется среди душевнобольных в коротких кальсонах и больничном халате, от которого несет копченой рыбой.

Всего шаг — и ты уже не тот, кем был недавно. За тебя все определят другие. А ведь только что Рагин объяснял Громову: «Кого посадили, тот и сидит, а кого не посадили, тот гуляет». А пострадал он за то, что слишком подолгу разговаривал с пациентом Громовым. Не будет же нормальный человек часами беседовать с умалишенным.

В царстве мужчин только одна женщина — Дарьюшка с ведром. Ее играет Татьяна Рассказова, которая всякий раз словно вваливается на сцену, чтобы сделать необходимую черную работу — убрать, принести, унести... Раздаются звуки расстроенной шарманки. И вот уже вечно сонный сторож Никита (Павел Грязнов), только что выполнявший распоряжения доктора, его же отделает так, что только слабые ступни будут торчать из ванны, напоминая о бездыханном Иисусе. Никита добрый — бьет и желает доктору поскорее выбраться отсюда.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...