Срочные новости раздела
Бурное развитие. Как клиенты Сбера используют NFC, QR-коды и платят улыбкой

Бурное развитие. Как клиенты Сбера используют NFC, QR-коды и платят улыбкой

Банковский сектор давно завоевал звание одного из наиболее технологичных сегментов экономики. Финансовые организации постоянно развивают свои сервисы, предлагая клиентам новые услуги и возможности, в том числе удобные способы оплаты. Первый заместитель председателя правления Сбербанка Кирилл Царев рассказал «Ленте.ру» о развитии технологии NFC, перспективах появления единого QR-кода и многомиллионном платеже улыбкой.

«Лента.ру»: Как развивается семейство SberPay? Сколько транзакций и на какую сумму было проведено с начала года по QR? Какая динамика по сравнению с прошлым годом?

Кирилл Царев: Развитие происходит довольно бурное, у нас есть целое семейство платежей, которые мы собираем вместе и называем семейством SberPay. Это оплата смартфоном с помощью NFC, оплата QR-кодам и по биометрии — оплата улыбкой. И мы видим, что все они успешно развиваются. В совокупности уже более 40 миллионов клиентов пользуются сервисами SberPay, выбирая удобные для себя. Популярность сервисов растет — за год количество пользователей увеличилось в полтора раза.

По технологии NFC (оплата мобильным телефоном в одно касание, работает на смартфонах Android) осуществляется более 5 миллионов транзакций в день. А зарегистрировались, привязав свою сим-карту к SberPay в общей сложности уже 10 миллионов клиентов.

По всему семейству (NFC, QR, оплата в интернете, биометрия) количество транзакций с начала года приближается к 1 миллиарду, а обороты по оплате QR кодами, в онлайн-магазинах и по биометрии — более 1,7 триллиона рублей за январь-апрель 2024 года.

Более того, мы сегодня продолжаем улучшать сервис. Добавили опцию возможности хранения там скидочных карт. Скидочную карту можно отсканировать и больше с собой уже не носить. Поэтому пользователям Android скидочная карта больше не нужна.

Для владельцев Аpple тоже есть отличные опции — платить картой, использовать платежный стикер, оплата по QR-кодам и по биометрии. Как раз в ходе форума Сбер объявил о запуске платежных стикеров из натурального дерева.

Если говорить о биометрии, то этот сервис пока только приобретает свою популярность, но с начала года уже было совершено около 1,5 миллиона транзакций. У нас непрерывно увеличивается количество терминалов для оплаты по биометрии. По 50 тысяч человек ежедневно подключаются и пробуют это метод оплаты.

Сегодня по всей стране установлено около 600 тысяч терминалов, которые могут принимать биометрию. Это хороший показатель. В конце года их будет уже более миллиона. Примерно 30-33 процента всего рынка работающих терминалов в мире находятся на территории РФ.

Таким образом, у нас есть полная линейка платежных средств. Выбирайте, что вам нравится. Хотите картой, хотите улыбкой или QR-кодом, а хотите телефоном — в Сбере доступен любой вариант.

В какой стадии сегодня дискуссия по единому QR-коду с ЦБ? Какие альтернативные варианты вы видите? Какие плюсы в создании единого кода на базе партнерства коммерческих банков, а не под эгидой ЦБ?

Вопрос с развитием QR не новый. Эту технологию мы стали развивать до пандемии COVID-19, еще до того, как международные платежные системы ушли с российского рынка. Затем появился QR СБП. Тогда мы уже задумались, что для клиента нужно сделать удобный нативный сервис. Потому что одновременно существовали несколько OR-кодов — Сбер QR, QR СБП, а потом стали появляться QR других банков. Для клиента это не самый удобный путь.

Мы создали технологию мульти-QR, когда в одном коде собирается несколько финансовых организаций. Клиент сканирует его и выбирает, каким способом и через какой банк он будет платить. Сегодня к этой системе подключено 14 банков. Сервис востребован, каждый день совершаются десятки тысяч транзакций.

Сейчас идет диалог с регулятором на тему создания единого QR-кода, так как способ становится все более популярным. Нужно обсудить, как выстроить единую систему. Мы находимся в диалоге. У нас есть несколько вариантов, как этот проект может быть реализован.

Важно, чтобы это был сервис, с одной стороны, стандартный, а с другой — позволял банкам развивать технологии и придумывать что-то новое. Чтобы он был стандартом, но при этом добровольно использовался участниками. Такая конфигурация позволит банкам увеличивать инвестиции, создавать дополнительные продукты, чтобы оплата по QR-коду стала одним из самых популярных способов оплаты или даже самым популярным.

Даже внутри семейства SberPay есть конкуренция по способам оплаты. И будет хорошо, если сохранится конкуренция в этой области между банками. Наша позиция в этом вопросе такая — очень важно не убить инвестиции и конкуренцию. Только конкуренция между участниками выведет нас на новый уровень.

Растет ли количество пользователей SberPay NFC? Сколько транзакций проходит в среднем в месяц, в квартал? Какая доля клиентов Сбера пользуется этим сервисом? Планируете ли какие-то новые фишки для клиента?

Как я уже говорил, количество растет, и мы считаем, что будет расти дальше, — сейчас 10 миллионов пользователей, а будет 15 миллионов и 20 миллионов.

Сама технология уже существенно не изменится. У вас токенизирована карта, она привязана к телефону, который вы поднесли к терминалу и оплатили покупку. Дальше мы уже бьемся в прямом смысле слова за секунды — как сделать оплату еще быстрее, надо ли при этом разблокировать телефон или можно оплатить какую-то сумму без разблокировки.

Работаем и над улучшением клиентского опыта. Реализовали возможность добавления нескольких карт, интегрировали скидочные карты, дали возможность индивидуального дизайна карты и смены этого дизайна. Когда вы будете подносить телефон для оплаты — вас будет радовать какой-то новый дизайн. Мы будем регулярно предлагать разные варианты, чтобы клиент имел выбор. SberPay на смартфоне — это кошелек, в котором все в одном месте — и не надо брать с собой пластик, ваши карты лояльности и так далее.

Оплата улыбкой — сколько пользователей подключены к услуге сегодня? Идет ли прирост клиентов, которые подключают оплату по биометрии, какими темпами? Какие есть ограничивающие факторы?

Это новый способ оплаты, а при столкновении с новыми технологиями у людей всегда возникает некий барьер. Это отсутствие привычки, незнание, а на ранней стадии — еще и вопрос обучения кассиров, правильной установки терминала, света и так далее.

Важно, что оплата по биометрии имеет очень высокую степень безопасности. Вашу улыбку и ваше лицо никто не украдет и не сможет воспользоваться без вас для оплаты чего-либо. Это безопаснее, чем наличие карты при себе. Если вы потеряли карту, даже без пин-кода, с нее все же могут списать небольшую сумму, которую вы сами установили — 100 или 300 рублей, иногда больше. Лицо вы потерять не можете. Точнее, в соответствии с поговоркой, можете, но не с финансовой точки зрения.

Несмотря на то что технология совсем новая, использование этого способа оплаты уверено растет. Мы видим, что, когда в какой-то торговой точке появился терминал, количество транзакций со временем увеличивается. Это показывает, что улыбкой платят не одни и те же клиенты, а увеличивается именно количество пользователей. Кто-то увидел, как заплатил сосед, заинтересовался, узнал, как это сделать, и стал пользоваться этим способом.

Особенно интересно использовать этот способ оплаты в присутствии детей. Настоящая магия — достаточно улыбнуться, и платеж прошел. Буквально вчера один коллега рассказывал, что был в бассейне, где нужно было что-то оплатить, а кредитной карты в таких обстоятельствах с собой нет. Но там был терминал с оплатой по биометрии, и вопрос решился сам собой.

Мне кажется, что этот способ найдет свои наиболее удобные нативные сценарии использования. Не нужно доставать из пиджака карту или телефон, когда ты стоишь с сумками, — улыбнулся и пошел дальше.

Наша задача — дать клиентам максимальный выбор и при этом предложить каждому тот способ, который выгоден ему. У нас 108 миллионов клиентов, мы все разные, у нас всех есть свои предпочтения, поэтому, чем лучше мы адаптируем под каждого клиента сервисы Сбера, тем больше он будет доволен. Это главное для нас.

Сколько покупок оплатили биометрией с начала года, на какую сумму? Какой средний чек? Какая самая крупная покупка была оплачена улыбкой?

С начала года около 1,7 миллиона покупок было оплачено улыбкой. Средний чек — примерно 500-600 рублей. Обычно это магазины, в том числе продуктовый ретейл, также популярна такая оплата в кафе. Самая большая оплата по биометрии была совершена на 2,2 миллиона рублей, покупка автомобиля. Очень хорошая дорогая улыбка.

А какие новости по обслуживанию карт? Этот сервис тоже развивается, появляются новые фишки?

СберБанк постоянно работает над географией доставки дебетовых и кредитных карт в каждый населенный пункт России. В частности, у нас успешно работает доставка моментальных дебетовых карт, и число городов каждый день увеличивается.

Что касается, кредитных карт, то с 15 июня 2024 года заказ кредитной СберКарты, заказанной на сайте банка, будет доступен уже в 243 городах России — получить карту на руки можно будет в день ее оформления.

К слову, наша кредитная СберКарта — самый популярный продукт в стране в своей категории, она есть у 17 миллионов россиян. Доля рынка кредитных карт у нас превысила 50 процентов.

Какие бонусы есть для клиентов — по карте сниженная ставка в категориях «Здоровье» и онлайн-покупки на Мегамаркете, стильные дизайны в мобильном приложении СберБанк Онлайн, доступные, конечно, бесплатно.

Если говорить о текущих результатах доставки наших карт клиентам по удобному для них адресу курьерами («Самоката»), то мы видим рост популярности этой услуги. Конечно, чаще всего ею пользуются жители российских мегаполисов. Топ-5 — это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск и Казань. Обычно доставка занимает от 15 до 25 минут. Из интересных фактов — самую быструю доставку моментальной дебетовой карты мы зафиксировали в Уфе — за 7 минут! Правда, нам повезло, локация клиента была в том же здании, что и даркстор. В общем, повышаем лояльность наших клиентов не только за счет удобства, но и за счет роста скорости.

Банки борются за клиентов, многие перезапустили программы лояльности. Какие обновления и новые бонусы для клиентов готов предложить Сбер?

У нас уже давно существует программа лояльности «Спасибо». На сегодняшний день в нее вовлечены более 80 миллионов клиентов. На основании отзывов наших клиентов мы смотрим, как она должна развиваться.

Мы существенно расширили возможности, где можно применять эту программу — как по начислению, так и по списанию бонусов. А сейчас мы реализуем программу «Спасибо 3.0» — переход на систему, когда вы можете выбирать определенные категории и менять их, что важно.

Например, если запланирована какая-то относительно крупная покупка — туристическая путевка или электроника, тогда вы можете выбрать нужные категории, а потом поменять их, допустим, на детские или спортивные товары. Каждый месяц вы меняете те категории, которые вам нужны, и в зависимости от уровня ваших трат, наличия подписки СберПрайм или СберПрайм+ и других переменных можно выбрать от одной до 5-7 категорий.

С другой стороны, бонусы «Спасибо» параллельно начисляют наши партнеры, например, «Самокат», «Мегамаркет» и многие другие. Получается такая объединенная программа лояльности, когда вам начисляет бонусы и банк, и партнер. В некоторых случаях эти программы разрозненные, когда у вас есть начисления и там, и тут, а в нашем случае все аккумулировано вместе. Поэтому, по сути, вы получаете больший размер кешбэка, и сегодня на повседневные траты в «Самокате» или «Сбермаркете» вы можете получать до 12-13 процентов от покупки бонусами «Спасибо» или же оплачивать бонусами те или иные товары.

На наш взгляд, это хороший шаг — клиент более осознанно подходит к покупкам и их планированию, но и бонусов получает больше. Мы будем думать, что еще сделать, какой еще новый сервис придумать, и в том числе на основе отзывов наших клиентов. Будем дорабатывать программу.

Недавно банки-конкуренты иронизировали над программой лояльности «Спасибо», мол, «Спасибо в карман не положишь». Почему, на ваш взгляд, бонусы лучше, чем кешбэк деньгами?

Правило очень простое. Если бы эти бонусы имели ограничение, где их можно потратить с точки зрения индустрии, это было бы проблемой. Но так как сегодня в программе «Спасибо» можно купить все — от хлеба, молока и воды до брендовых товаров в ЦУМе. Поэтому мы не видим никакой проблемы в плане того, что «Спасибо» чем-то отличается от денег.

Это возможность объединить не только транзакционные начисления от банка, но и привлечь к этому партнеров. В совокупности клиент получает гораздо большую выгоду.

И есть еще интересный психологический аспект — покупку, совершенную на бонусы «Спасибо», люди воспринимают чуть-чуть по-другому. А когда кешбэк каждый день приходит деньгами, он как-то элегантно растворяется.

Источник: lenta.ru

Последние записи - Экономика

самые читаемые новости

#Экономика

По итогам первых девяти месяцев года чистый убыток крупнейшего в России производителя грузовиков ПАО «КамАЗ» достиг 3,831 миллиарда рублей, в том время как годом ранее прибыль составляла 15,819
подробнее...

Построенные по программе реновации дома в Москве потребляют в два раза меньше энергии. Об этом у себя в Telegram-канале сообщил мэр столицы Сергей Собянин.Таким образом, обновление жилого фонда по
подробнее...

Страны Южной Америки не спасли Россию от резкого роста цен на сливочное масло, заметно снизив его поставки в РФ на фоне ряда проблем. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу
подробнее...

Компания «Ростелеком» объявила о досрочном закрытии двенадцатого выпуска ЦФА на платформе А-Токен. Компания разместила уже 12 выпусков на платформе Альфа-Банка. Сбор заявок стартовал и досрочно
подробнее...

В России вступил в силу закон о легализации майнинга криптовалют. Правительство утвердило требования для тех, кто добывает криптовалюту. Обязанности по регулированию деятельности физических и юрлиц в
подробнее...

С начала 2024 года поставки фруктов и ягод в Россию выросли на 8,3 процента в годовом выражении. Об этом со ссылкой на Россельхознадзор сообщает РИА Новости.С января по октябрь импорт фруктов и ягод
подробнее...

В Архангельске разлились озера из сточных вод. О последствиях коммунальной аварии сообщает Telegram-канал Baza.На озера нечистот жалуются собственники домов на Авиационной улице. Не так давно в этом
подробнее...

Тридцать лет назад в сибирском Саяногорске началась новая эпоха российской алюминиевой отрасли. Тогда, 15 ноября 1994 года, выпускник физфака МГУ Олег Дерипаска был избран генеральным директором
подробнее...

Пока депутаты готовят законопроект, призванный ограничить субкультуру квадробинга, бизнес не оставляет попыток заработать на новом увлечении детей и некоторых взрослых. На маркетплейсах уже появились
подробнее...

В Красноярске и Минусинске ввели режим неблагоприятных метеоусловий (НМУ). О накрывшем два российских города «черном небе» сообщает Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу
подробнее...

Налоговые поступления после законодательного принятия механизма добычи криптовалют в России составят миллиарды рублей. Так оценили объемы средств в Ассоциации промышленного майнинга, сообщает ТАСС.По
подробнее...

Президент Сербии Александр Вучич назвал гением главу Банка России Эльвиру Набиуллину.Он оценил устойчивость российской экономики и высокий профессионализм председателя Центробанка, сравнивая
подробнее...

В начале своей карьеры еще в прошлом веке богатейший человек мира Илон Маск, родившийся в Южной Африке и получивший гражданство США, уже во взрослом возрасте мог работать нелегально и подвергался
подробнее...

Для стран БРИКС наиболее приоритетной темой сейчас является не создание новой бумажной валюты, а развитие цифровых финансовых активов (ЦФА) и расчетов в нацвалютах. Об этом в пятницу, 25 октября,
подробнее...

Президент Сербии Александр Вучич отметил устойчивость российской экономики и высокий профессионализм главы Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной. Об этом пишет ТАСС.По его словам, ожидаемый средний
подробнее...

Короля Испании Филиппа VI пытались забросать грязью во время визита в пострадавшие от наводнений районы страны. Об этом сообщает РИА Новости.«По прибытии некоторые собравшиеся пытались забросать
подробнее...

На символической купюре межгосударственного объединения БРИКС, которая будет представлена на саммите 2025 года, будут изображены животные, ассоциирующиеся со странами-участницами объединения. Об этом
подробнее...

Температура воздуха в Москве приблизилась к отметке, когда пора менять летнюю резину на зимнюю. Призыв к столичным водителям посетить шиномонтаж с перечислением пяти причин не затягивать с этим
подробнее...