Срочные новости раздела
Состоялась премьера оперы «Богема» в Михайловском театре

Состоялась премьера оперы «Богема» в Михайловском театре

Отправляясь на «Богему» в Петербург, я ожидала от Владимира Кехмана радикального прочтения оперы Пуччини. Скажем, перенесения действия «Богемы» на Патрики, где, как говорится, каждой твари (от бизнеса, гламура, попсы, эскорта и жриц любви, что, в принципе, одно и тоже) по паре, но по дремучести возомнившей себя богемой. Ну или того, что героями постановки Владимир Абрамович сделает детей «Оттепели» – шестидесятников, некоторые из которых заслуженно считаются классиками отечественного искусства. Зная взгляды художественного руководителя Михайловского театра, такие версии «Богемы» были бы вполне в духе времени. Однако… 

В качестве увертюры, которой, кстати, у Пуччини в опере нет, Кехман предложил классику французского шансона. И не что-нибудь, а «La Bohème» 1965 года из репертуара Шарля Азнавура. Ее на выгородке у правого портала исполняет небольшой поп-состав – клавиши, ударная установка, ритм и бас гитара, вокал. Этот хит сопровождает сделанные в стиле ретро черно-белые кадры из жизни парижской богемы – в съемных мансардах поэты, художники, музыканты, покуривая (вопрос - что?) и попивая вино, читают стихи девушкам или просто валяются с книжкой, или поют.  

Здесь же виды Парижа, но не того, что сейчас – с горами мусора, кострами на ночных улочках, бездомными и мигрантами, спящими под грязными одеялами на мостовых, а Парижа, что у многих еще в памяти – романтичного, уютного, но которого, увы, уже нет. Или почти нет. Нетронутым пока остается разве что символ французской столицы – Эйфелева башня, которая тоже часть декорации в спектакле.          

«Богема» Азнавура практически без паузы переходит в «Богему» Пуччини, и те молодые люди, что пели шансон, тут же превратятся в героев оперы – поэта Рудольфа, художника Марселя, философа Коллена, музыканта Шонара.  

Важно уточнить, что понятие «богемы» во времена Пуччини и в нынешние означает совсем не одно и то же. В прошлом это был достаточно маргинальный артистический круг, не имевший ни особых денег, ни славы. И творческой интеллигенцией входивших в него тоже тогда не называли. Художников, поэтов, музыкантов, которые могли себе позволить жить в Париже лишь в мансардах, легче сравнить с бродячими цыганами, нежели с золотой молодежью, светскими львами и львицами, по каким-то причинам причисленными к творческим людям.

Именно из этого исходил постановщик, намеренно отказавшийся от каких бы то ни было социальных и политических акцентов в спектакле. Перенеся сюжет в 60–70-е, Кехман исключил из действия даже судьбоносные для Франции того времени выступления парижского студенчества, во многом повлиявшие на ход политической истории, и сосредоточился исключительно на коллективном портрете богемы. «Богема, богема/Это означало быть счастливым/Богема, богема/ Мы ели только раз в два дня», – пел когда-то Азнавур.

Но в своей трактовке режиссер следовал прежде всего Пуччини: решив не перечить божественной музыке, он не стал испытывать ее на прочность актуальностью, конфликтовать с ней в угоду моменту. У него на сцене все мило и элегантно: герои – вполне себе симпатичные молодые люди. Денег нет, но есть необыкновенная легкость в восприятии бытия, беспечность, особый взгляд на мир, отношения, который они переводят в вирши, фиксируют на полотнах или философских статьях… А тут еще любовь – прекрасная Мими, в которую влюблен поэт, и Мюзетта – пассия художника. 

В полном согласии с красотой и праздничностью музыки первого акта, с его замечательными дуэтами, ансамблями Владимиру Кехману, намеренно отказавшемуся от провокаций, удалось создать реальный портрет богемы. Показать ее какой она есть, без особых прикрас. Иногда жизнь богемы даже предстает в розовом свете – и второе действие оперы как раз начинается со знаменитой песни Эдит Пиаф «Vie en rose» в исполнении тех же оперных певцов, которые, кстати, замечательно поют шансон.

Но и Пуччини солисты Михайловского и приглашённые артисты исполняют блистательно. Здесь была сплочённая командная игра – с темпераментом, лёгкостью, присущей характеру музыке Пуччини. Обе пары – Рудольф и Мими (из Михайловского Сергей Кузьмин и Маргарита Шаповалова, Кристина Калинина из НОВАТа и Карлен Манукян из Пермской оперы), во-первых, идеально подходили друг к другу, а во-вторых, продемонстрировали замечательное сочетание игры и вокала  с большой палитрой красок.

Как и в опере «Дама с камелиями», Владимир Кехман в «Богеме» остался верен своему пристрастию к балету: артистки балета Михайловского эффектно появляются в сценах в кабаре. И я бы удивилась, если бы не увидела на сцене Сергея Лейферкуса, выступившего в роли Бенуа. Похоже, что знаменитый баритон стал талисманом режиссера. 

Постановка легка и изящна настолько, что тема наркотиков обозначена лишь окурком, кочующим по рукам в кругу творцов. В этой постановке представители богемы – симпатяги, но не обязательные, никого не осуждающие, но беспомощные в тяжёлых ситуациях. Даже оказавшись перед лицом смерти, Рудольф, теряющий Мими, ничем не готов жертвовать ради возлюбленной. И тут философская идея о смысле и скоротечности жизни уходит на второй план. А финальная сцена гибели Мими, скорее, не цитата, а реверанс постановщика в сторону творчества Начо Дуато, потерявшего родную сестру и сочинившего в ее память балет «Белая смерть». 

   Отдельный герой спектакля – оркестр Михайловского театра под руководством музыкального руководителя и главного дирижёра НОВАТа   Михаила Татарникова. Оркестр не только пленял звучанием, но, казалось, сам создавал драматургическую форму. Умело и тонко вёл историю героев «Богемы» – от радостного, беззаботного, легкомысленного начала до ее трагического конца. Динамические контрасты внутри партитуры, тончайшие темповые переходы, выпуклые соло духовых и скрипок, хрустальный звук арфы, благородство медных инструментов подчёркивали своим ярким звучанием все кульминационные моменты, которых в партитуре Пуччини достаточно. А страстное и глубокое звучание струнных вдруг переходило на тончайшие пианиссимо. «В такие моменты оркестр как будто шелестел под руками маэстро», – сказал мне после спектакля музыкальный руководитель Михайловского театра Александр Соловьев, оценивая работу коллеги. 

Интервью с Владимиром Кехманом после спектакля.

– Владимир Абрамович, все-таки, почему ваша «Богема» оказалась в 60-70-х годах?

– Мне кажется, что 60–70-е очень подходят, во-первых, к самому названию оперы Джакомо Пуччини, а во-вторых, это, как мы теперь понимаем, были самые беззаботные годы во всем мире. Когда, с одной стороны, творчество, с другой, алкоголь и наркотики были общим местом.

- Заподозрить вас в симпатии к творческой богеме, прежней и особенно теперешней, трудно.

– С моей точки зрения, эти люди проводят абсолютно бессмысленную жизнь. И Мими, лишенная какой-либо фальши, с ее настоящим чувством, в их мире погружается в состояние лживого, в моём понимании, счастья и попробовав всё, не выдерживает. На мой взгляд, суть всей этой истории – в том, что единственный человек, который действительно искренне любит, – это Мими. Все остальные любят только себя. 

– Это первая серьезная коллаборация Михайловского и НОВАТа, хотя солисты НОВАТа уже участвовали в постановках Михайловского (Кристина Калинина, например, пела в «Опричнике»). После столь массовой интервенции новосибирцев в «Богему» оперная коллаборация театров продолжится?

– Наши оперные компании сейчас очень похожи по причине того, что идеология Михаила Татарникова, конечно, очень прижилась в Новосибирске. И в связи с тем, что он раньше работал здесь, получились такие два сообщающихся сосуда. Очень много певцов и танцовщиков танцуют здесь, и наши ездят в Новосибирск, и это, как мне кажется, должно быть примером для всех других театров.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...