В нынешнем конкурсе участвовали представители 33 киношкол и спецкурсов из 20 городов. У кого-то из участников нет профильного образования. В режиссуру хлынул поток актрис. Спустя 18 лет на фестивале возродился международный конкурс, в котором победил палестинский «Шарур» (режиссеры — Моамен Ганим, Яфа Шарур). Членов жюри из Италии и Бразилии, как и лауреатов, можно было увидеть только на экране.
На показы приходили в основном однокурсники, родственники, друзья начинающих режиссеров. Жюри основного конкурса возглавлял кинорежиссер Андрей Кравчук, ставший лауреатом третьей «Святой Анны». Закрывая фестиваль, он говорил о том, как важно понимать, что мир, в который приходят молодые кинематографисты, богат открытиями и славными именами. А у многих начинающих режиссеров пока еще скромные высказывания.
Главную награду получило «Преступление» Александры Востровой из ВГИКа. Она очень эмоционально отреагировала на решение жюри, вспомнила о том, что никто не воспринимал ее, выпускницу факультета мультимедиа, всерьез, и эта награда — признание того, что она режиссер. Александра сняла фильм об актрисе провинциального театра, которую сыграла изумительная актриса Яна Есипович, тоже ставшая режиссером. У ее героини есть талант, она предана театру, но больших ролей ей никто не предлагает.
Сразу две награды получил «Барашек» выпускницы последней мастерской Владимира Меньшова во ВГИКе, которую довел до выпуска Сергей Урсуляк. Кристина Ширинова получила вторую премию в номинации «Лучший фильм». Отмечен также сценарий, написанный Евгенией Рудюк. А родился замысел во время поездки на Кавказ из мимолетного знакомства с детьми. Так маленький Муслим из дагестанского села, растущий без отца и заботящийся о его отаре, стал героем фильма.
Первокурсник вгиковской мастерской Сергея Мирошниченко Никита Куприянов уже во второй раз получил награду за лучший документальный фильм. На прошлой «Святой Анне» отметили его «Сынка». Теперь Никита снял «Тело черного квадрата» и для этого отправился в Курск, с которым его ничего не связывало. Сам он из Петербурга. Началось все со знакомства с героиней будущего фильма. «Она — подруга моей девушки, — объяснил режиссер. — Ее отчим работает на атомной станции». Художник, живущий в Курске, с которым Никита познакомился, гуляя по городу, тоже стал героем его фильма. Он не понимает Малевича и сам разрисовывает черный квадрат, наполняя его новыми смыслами. Сам Курск для молодого режиссера стал символом того, что все мы находимся на границе. Документалисту, по его словам, важно говорить о том, что происходит сейчас.
После показов проходили обсуждения с экспертами, иногда на уровне «Круто!». Но даже самые бессвязные разговоры многое говорили о том, что происходит в умах начинающих кинематографистов. Студенческий фильм «Это взаимно, Сид» Киры Писоцкой представлял киношколу «Свободное кино». Кира училась на факультете журналистки, работала телеведущей одного из телеканалов, окончила курсы видеооператоров.
Сид — это ник ее бывшего парня, как объяснила исполнительница главной роли Алина Гольденберг. В течение десяти минут мы наблюдаем за тем, как молодая пара выясняет отношения. Комната, в которой все происходит, на самом деле — голова девушки, а парня в реальности нет. Использованы диалоги из реальной переписки режиссера, и они появляются в виде сообщений в мессенджере. Сняв фильм, Кира пригласила на показ своего бывшего возлюбленного, но он не пришел. Она снимала фильм после расставания с ним, и ей стало легче. Теперь она снимет новое кино про некий список доступных и одноразовых мужчин.
В курсовой работе «Утопленница» студентки РГИСИ Юлии Борисовой к берегу прибивает тело, которое находят живущие вдали от большого мира люди. Каждый из героев видит в утопленнице близкого человека, которого уже нет на земле. Утопленница оживает, принимая лик разных женщин и запутывая зрителей. Грезы во сне и наяву сопровождают многие фильмы, будь то хоррор или самая бытовая история.
Второкурсник Эдгар Геворгян, представлявший факультет режиссуры кино и телефильма Московского международного института, снял весьма условный ностальгический фильм. Его герой отправляется на званый загородный ужин и погружается в воспоминания, встречает у озера свою умершую мать. Снято так, что мы слышим шаги не только актеров, но и оператора. Эдгар ориентировался в работе на «Русский ковчег» Сокурова. «У нас тоже есть наблюдатель сна. Это его сон», — ответил на возникшие вопросы режиссер.
Артем Молод снял «Узор» и впервые представил свою работу публике. До этого работал «в стол». Сам он был актером, но что-то не заладилось, и он начал снимать декоративное, псевдодокументальное кино с участием актеров. «Я без образования. У меня есть спектакль в Питере, — рассказал о себе Артем. — В фильме затронута тема становления девушки, путь, который она выбрала. Про мужиков мне неинтересно рассказывать. У меня в голове витает образ Ренаты Литвиновой, хочется поиграть в театр побольше и подольше. Звук мы нарочито коверкали, записывали на пленочный диктофон». Художница на экране создает кокошники, и каждый из них ассоциируется с важным периодом ее жизни.
Курсовая работа студента ВГИКа «4 дня» Германа Льянова снята по его собственному сценарию. Раненый советский солдат остался на поле боя. Он встретит в лесу молодого немца, и между ними завяжется борьба. Сразу и не поймешь, происходит это в реальности или во сне. Русский солдат слышит монолог молодого немца о том, что его ждала невеста, а он теперь убит.
Кристина Закимова — актриса, выпускница Пермского колледжа искусства и культуры и Пермской киношколы, где она осваивала кинорежиссуру. Восемь лет она работала иллюзионистом и гастролировала в Европе и Азии, а сейчас осваивает кино с использованием ИИ. В ее «Комете», напоминающей всполохи сознания, девушка Элина после смерти отца верит в то, что он вернется в образе кометы.
Начинающие режиссеры уходят от реальной жизни в самые причудливые сны и видения, чтобы рассказать о том, что их волнует. Земных историй мало. Казалось бы, одна из них — документальный «Капитан» Егора Двойнова, снятый в Вологодской области. Режиссер и сам из Вологды, представлял на фестивале Институт кино и телевидения Санкт-Петербурга. Он нашел интересного героя, мастера на все руки, строящего лодки в глухой деревне, где нет ни рек, ни озер. Народный умелец создает музей, куда приезжают туристы, рассказывает им о том, что, казалось бы, невозможно. Опять грезы наяву — воды нет, но есть лодки.