Главная сваха страны, конечно, умеет войти красиво и в загс, и в модное реалити. «Я в гадюшнике! В конкретном гадюшнике! Здесь нет ни чести, ни достоинства, ни порядочности», — практически с порога заявила г-жа Сябитова, когда изучила нравы участников проекта. Ответственным за разведенный гадюшник был с ходу назначен рэпер Натан, причем сделано это было тоном, не предполагающим какие-либо дискуссии.
У доктора Мясникова в «Богатырских играх» вроде бы нет намерений выводить кого-то на чистую воду, но ему тоже непросто. Если Роза помимо громких заявлений занимается в «Сокровищах императора» сравнительно безобидным бегом по пересеченной местности, то известного на всю страну врача нагружают как какого-нибудь мастера спорта.
Иногда все это напоминает сцену из голливудской комедии «С глаз долой, из чарта вон». Хью Грант, игравший в фильме вышедшую в тираж поп-звезду, встречается с продюсерами, которые предлагают ему участие в новом телешоу. Бывший кумир экзальтированных девочек-подростков со слегка показным равнодушием соглашается и предлагает варианты своих песен для исполнения. Продюсеры смотрят на него как на идиота: «Вообще-то петь не нужно. В этом шоу звезды боксируют. Сможете врезать кому-нибудь из ваших коллег?»
Может быть, сравнение не очень вежливое (наши-то пока в тираж не вышли), но некоторое недоумение по поводу присутствия свахи и врача в странных декорациях все же есть. Понятно, зачем висят вниз головой и бегают наперегонки блогеры и молодые актеры. Им нужен охват аудитории и репутация людей медийных во всех отношениях. Настырная медийность в ситуации, когда многое уже доказано, воспринимается слегка навязчиво, однако и у Розы Раифовны и у Александра Леонидовича в этих проектах, безусловно, есть важная миссия.
Они служат отличным мотивационным примером для всех, кто считает, что хруст в коленях и артериальное давление, требующее наблюдения, являются барьерами для активной жизни и уж тем более для затей авантюрного характера. Знаменитые сваха и врач в подобные затеи вписываются с удивительной легкостью и в общем готовы врезать кому угодно в прямом и переносном смыслах. Не забывая при этом про выгодные ракурсы и легкий (иногда не очень) нарциссизм.
КТО У НАС МУЖ?
Феминизм здесь вроде бы объявлен, мягко говоря, заблуждением, но его наступление уже не остановить. По крайней мере там, где создатели телешоу пытаются сделать зрелище народного масштаба. В «Женись на мне немедленно» женская сила проявляется во всей красе, и это по-своему забавно.
Герои этого отчасти постановочного реалити — пары, которые не идут в загс по самым разным причинам. Девушкам предлагается взять процесс в свои руки и наконец превратить бойфренда в законного мужа. Мужчины упираются, дамы проявляют чудеса смекалки. К процессу прилагается психолог, который комментирует действия героев.
«Если вы видите, что ваш мужчина ни мычит ни телится, то надо брать быка за рога и конкретно ребром ставить вопрос», — вещает знаток человеческих душ, превращая иногда все в комедию не самого высокого полета. Если подобное услышать сидя на кушетке во время приема, наверное, лучше сразу убежать от такого специалиста, но в данном случае денег не берут, поэтому пусть иронизирует.
В отличие от битвы невест в «Четырех свадьбах» здесь куда меньше треша и больше трогательной романтики. Принято думать, что юные фурии способны на чудеса, уводя из семей богатеньких папиков, но, видимо, случаются ситуации, в которых любовь одна виновата. Если бы за всеми стараниями героинь шоу наблюдал не психолог, а охотница на перспективных женихов, то она, наверное, посоветовала бы потенциальной невесте потратить два дня не на план окольцовывания помешанного на спортзале бойфренда, а на поиски персонажа поинтереснее. Но это уже было бы шоу про расставания.