Срочные новости раздела
Богомолов хочет оспорить права на «Мастера и Маргариту» у наследников Булгакова

Богомолов хочет оспорить права на «Мастера и Маргариту» у наследников Булгакова

Поводом для встречи с прессой члена правления Союза писателей России, президента Евразийского патентного ведомства Григория Ивлиева и музыканта, создателя группы «Парк Горького» Стаса Намина стало обращение «ведущих деятелей культуры» (это цитата) к руководителю СПР Владимиру Мединскому с требованием разобраться, кому же принадлежит наследие великого писателя.

Как пояснил Ивлиев, такие документы посылаются в различные инстанции постоянно — с тем, что наследники третьей жены Булгакова Елены Шиловской обладают копирайтом на «Мастера и Маргариту», по понятным причинам согласны не все.

Копии письма, отправленного Мединскому, на момент, когда этот номер готовился к печати, автор этой статьи не видел, но, весьма вероятно, подписали его не несколько деятелей культуры, а один — Константин Богомолов. Либо, как вариант, известный режиссер и худрук двух столичных театров выступил инициатором «булгаковского передела».

Так что фактически пресс-конференция в течение часа отвечала на вопрос, почему ряд режиссеров, таких как Богомолов и Александр Пронькин, не могут свободно ставить спектакли по «Мастеру и Маргарите».

«Ситуация обостряется тем, что в кинематографе, других жанрах использование (наследия Булгакова) чрезвычайно затруднено, что вызывает недовольство творческого сообщества в целом», — говорит Ивлиев. Например, как признался Намин, в 90-е он хотел на Западе экранизировать «Мастера и Маргариту» с соруководителем Carolco Питером Хоффманом. Режиссером мог выступить Милош Форман, а главные роли сыграть Ди Каприо, Роберт Де Ниро и Ширли Маклейн, плюс к проекту планировали подключить Мика Джаггера, хит которого «Sympathy for the Devil» был навеян книгой Булгакова.

«Мне в голову не приходило, что мы зайдем в тупик. Но тогда оказалось, что права принадлежат какому-то молодому человеку (так Намин называет Шиловского. — И.В.), и он уже продал их трем разным западным компаниям. И как только одна из них попыталась бы что-то с этими правами сделать, ее две остальные засудили бы», — объяснил причину отмены проекта Намин.

Проблемы сотрудничества с Голливудом в санкционную эпоху уже мало кого волнуют, но всем известна история фильма Юрия Кары, снявшего свою версию «Мастера...» в 1994 году, которая вышла на экраны только в начале 2010-х. То есть камни на пути творческого обращения к Булгакову возможны и внутри России.

Необходимость постоянно договариваться с Сергеем Шиловским не раз становилась поводом для судебных разбирательств. Теперь же, надо понимать, решено было найти основание перевести «Мастера и Маргариту», как и положено давно написанной классике, в общественное достояние.

Поэтому и понадобился Ивлиев, разбирающийся в тонкостях законодательства. И вот что говорит эксперт по авторским правам: когда в 1939 году Михаил Афанасьевич оформлял писательское завещание, супруга была единственным наследником имущества и авторских прав.

И согласно действовавшему на тот момент постановлению ЦИК СССР и СНК СССР от 16.05.1928 «Основы авторского права», после смерти литератора авторские права соблюдались только в течение 15 лет. По этой трактовке наследие Булгакова перешло в общественное достояние 1 января 1955 года. Причем опубликованным или неопубликованным было произведение — значения не имело.

Исходя из этих соображений Ивлиев считает спорным притязание внука и правнучки Елены Сергеевны Шиловской на все тексты Булгакова, включая роман «Мастер и Маргарита», напечатанный впервые в журнале «Москва» в 1966 году.

Чтобы не утомлять читателей «МК» правовой казуистикой, скажу, что Григорий Ивлиев подходит к авторским правам ретроспективно, исторически, так сказать. Наследники «отбиваются», прикрываясь статьями современного Гражданского кодекса, его частью 4. И ГК устанавливает иную хронологическую планку — права действуют в течение 70 лет, причем не с кончины, а с момента обнародования произведения.

Казалось бы, тема закрыта, и Сергею Шиловскому и его дочери Дарье можно ни о чем не беспокоиться почти до середины XXI века, пользуясь, и в материальном смысле тоже, конечно же, доставшимся им по наследству богатством. Но Ивлиев ставит под сомнение право Елены Сергеевны печатать роман, еле-еле пробившийся сквозь заслоны цензуры, в наполненной ветрами оттепели «Москве» в конце 60-х. И вдается в такие правовые дебри, разобраться в которых без диплома юриста невозможно.

Ивлиев настаивает на экспертизе документов, устанавливающих права наследников. Также он предлагает провести общественную дискуссию по озвученной проблеме с привлечением профессионального сообщества. Правда, если позвать с одной стороны издателей, представителей кинопроизводства и театральной сферы, а с другой — наследников, то мы просто сведем в одной точке две заинтересованные стороны. Не лучше ли им встретиться в суде?

Мысль о том, что перевод текстов Булгакова в общественное достояние соответствует запросам общества, — здравая. Но только если этот перевод будет осуществлен исходя из интересов государства и народа самой читающей страны в мире.  

Пока же мы видим, что Ивлиев хочет (или перед ним поставили задачу) препятствие в виде потомков супруги Булгакова, которая, кстати, выступила прототипом Маргариты, решительно устранить. Даже — путем внесения изменений в Гражданский кодекс.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...